В Хабаровске возобновятся круизы по Амуру

Тур обойдется от 105 до 604 тысяч рублей

5 мая 2017 в 05:15, просмотров: 989

В августе по Амуру вновь пойдет круизный теплоход – во всяком случае, в интернете уже зазывают туристов на 12-дневный тур с ценами от 105 до 604 тысяч рублей за место. Тем временем на поверхность всплывают мечты об «Амуре-батюшке» - так именуется красивый спецпроект краевого минкульта по развитию речных круизных маршрутов. Однако вкладываться в круизный лайнер за 900 млн руб. инвесторы почему-то не хотят. Да и нужен ли кому-то, кроме чиновников, подобный круиз?

В Хабаровске возобновятся круизы по Амуру

Как привлечь в наши красивые, но неблагоустроенные края туристов? Чиновники, перед которыми лет десять назад поставили эту заковыристую задачку, решали ее просто - надо запустить круизный лайнер по Амуру-батюшке. Проект должен быть масштабным, ведь по тогдашним расчетам краевых чиновников, в год от гостей региона в среднем поступает около трех тысяч соответствующих заявок.

Соответственно, в краевом управлении по туризму определили: курсировать по реке должны четырехпалубные суда международного класса вместимостью не менее 70-80 человек, а лучше все сто. Для удобства пассажиров на судне, по идее чиновников, должны быть не только комфортабельные каюты с санузлом, ресторан и танцпол, но и бильярдная, детский уголок, прачечная, а также сауна и даже… вертолетная площадка! Это позволило бы в самых глухих местах решать проблемы с отсутствием транспорта и прочей береговой инфраструктуры.

Круизный тур рассчитан на неделю. В Николаевске пассажирам предложат выбор: вернуться назад или за дополнительную плату на другом транспорте добираться к «жемчужине края» - на Шантарские острова.

При этом круизные суда должны иметь малую осадку, дабы они могли причаливать к берегу в любом месте, чтобы сделать так называемую «зеленую стоянку». И таких судов нужно не меньше трех, а лучше четыре или пять – чтобы они ходили по Амуру до Николаевска еженедельно. Если, конечно, расчеты чиновников о количестве любителей речных круизов верны.

Где взять лодку?

Парадокс в том, что, когда краевые власти вовсю начинали раскручивать маховик раскрутки масштабного международного проекта, остатки прежнего круизного флота на Амуре вымирали как динозавры. Да, все они давно устарели, но, могли бы, наверное, еще послужить. Однако в 2014 году последний из них – «Василий Поярков» - тоже ушел с молотка.

Хорошо, но раз край давно и громко заявил о своих круизных планах, почему бы не построить новые суда здесь?

Вон ведь Хабаровский судостроительный завод в прошлом году сдал-таки в эксплуатацию современный пассажирский лайнер «70 лет Победы». Его тогда отправили спецтранспортом во Владивосток на Восточный экономический форум, где судно посетил сам Путин. Этот лайнер имеет небольшую осадку, может развивать скорость более 70 км в час и брать на борт до ста пассажиров за поездку. Сейчас новое судно отправили в рейс в Фуюань. А когда в этом году по плану достроят еще два – поставят на пассажирские рейсы в направлении Комсомольска и Николаевска. Там они заменят устаревшие «Метеоры».

Однако, как указывают эксперты, пассажирские перевозки и круизные поездки – это громадная разница.

- Наш судостроительный завод не сможет выполнить строительство судна типа «Поярков», поскольку у него нет технической возможности корабль, как следует, оснастить. То, что предлагают сибиряки, не подходит нам. Где построить и обслуживать судно - не определено, - объяснил недавно порталу DVhab.ru Анатолий Еремин, начальник отдела развития туризма и международных связей края. И пояснил: - Это и является главной задачей инвестора проекта «Амур-батюшка». Ведь, если это будет представитель Поднебесной, то, скорее всего, он будет реализовывать проект у себя.

Инвесторы не плывут

Проект «Амур-батюшка» существует с начала века, в Китае его активно раскручивали еще в 2012 году. Всплеск интереса был и в 2015-м, когда в Хабаровске состоялся Дальневосточный турфорум. Минвостокразвития тогда назвало проект «перспективным».

С тех пор турпоток в регион увеличился многократно. Но очереди из инвесторов, желающих войти в проект, нет. Кстати, в 2008-м пресса, рассказывая о круизном проекте, писала, что обойдется он, как минимум, в 500 млн рублей, а окупится лет за 10. Но с той поры много воды утекло – скоро лайнер потянет на миллиард!

- По нашим расчетам, для постройки судна необходимо более 911 миллионов, при этом срок окупаемости - около 17 лет. Даже плюс-минус еще пара лет. Сложность в том, что с каждым годом проект дорожает и связано это с комплектующими деталями для строительства лайнера. По этой причине у нас и затруднен поиск инвестора под проект. В случае необходимости можно будет исключить какие-либо пункты, ту же вертолетную площадку, что и удешевит его, - рассчитывает Виктория Хан, замначальника краевого управления по туризму.

А ведь потенциальному инвестору, напоминают журналисты портала, помимо вложения своей солидной суммы, надо решить целый букет задач. Он должен и организовать круизные маршруты, которые определили в минкультуре, и найти базы, где судно обслужат и сохранят зимой.

И добрый десяток отказавшихся инвесторов можно понять. Ведь неизвестно вообще - найдутся ли клиенты для этого круизного маршрута?

Хлеба и зрелищ!

Тем временем наши чиновники рапортуют: в прошлом году объем реализации туристских услуг возрос на 1,4% до 1,32 млрд рублей.

- Въезд российских и иностранных туристов в край увеличился на 13,2% и составил по итогам 2016 года 554,7 тыс. чел. За год регион посетили 518,7 тыс. российских и 36 тыс. иностранных туристов. Темп к показателю 2015 года – 113,1% и 115% соответственно, - сообщил Виталий Селюков, замминистра культуры края, начальник управления по туризму.

Кроме того, сейчас чиновниками создается туристско-рекреационная зона на острове Большой Уссурийский, развиваются туркомплексы «Заимка» и «Воронеж» в Хабаровском районе. Предусмотрено создание центра яхтенного и круизного туризма и возведение причальной стенки для круизных теплоходов на набережной вблизи стадиона имени Ленина. Начаты работы развитию туристской инфраструктуры в Николаевском районе.

Если верить рекламе, в августе по Амуру отправится первый круизный теплоход в тур «Русские просторы. Амур. Сказка неизведанного края». 12 дней пути из Хабаровска до Николаевска и обратно. 105 тыс. руб. - место в четырехместной каюте, 604,5 тыс. руб. - в одноместной каюте

Все это, конечно, радует. Но, как отмечают хабаровские журналисты, а что, собственно, можно эдакого увидеть на прекрасных, но немного однообразных берегах великой реки, кроме туч комаров? Людям, как известно, нужны хлеб и зрелища. Но опыт круизов того же «Пояркова» показал, что хлебом становятся сами пассажиры - для туч речного гнуса, а зрелищем - их опухшие от укусов лица! Увы, наш Амур - не Амазонка с ее тропическим буйством красок и круглогодичным летом и даже не Висла со средневековыми замками. У нас по всей реке и пристаней нормальных всего-то три!

- Если такой корабль будет, то и клиенты найдутся. Но объем его должен быть несколько сот человек, ведь рентабельность у круизных лайнеров начинается от 150 человек. И уровень жизни у тех, кто пользуется таким видом отдыха, достаточно высокий. Чаще всего это иностранцы с запада. У нас же пенсионеры не могут такое позволить, а молодежь выбирает более активный отдых, - считает Константин Медведев, гендиректор одной из местных туркомпаний.

С ним солидарна его коллега.

- Это интересная и благородная идея, но не уверена, что это будет актуально на нашем рынке. В таком виде отдыха - довольно высокий ценовой диапазон. А русские, скорее, выберут полет в Таиланд или Вьетнам за сто тысяч, чем проведут неделю на Амуре, - заявила порталу DVhab.ru Наталья Бавдзей, руководитель турфирмы.

Семь футов под килем

Тем временем, если верить рекламе, в августе по Амуру отправится первый круизный теплоход. Цена билетов на тур «Русские просторы. Амур. Сказка неизведанного края» впечатляет – от 105 тыс. руб. за место в четырехместной каюте до 604,5 тысяч - в одноместной. В ходе 12-дневной поездки до Николаевска и обратно состоятельным туристам предлагаются «зеленые стоянки» с рыбалкой, экскурсии в местные музеи и национальные деревни, а также достопримечательности – авиазавод в Комсомольске, ботанический сад в Амурске и петроглифы в Сикачи-Аляне.

Повезет туристов теплоход «Таежный», ранее незамысловато называвшийся «ОМ», но после капремонта 2001 года ставший круизным. Правда, теперь на нем только 9 кают и больше 30 пассажиров он не вместит. Так что это совсем не тот проект, о котором грезят краевые власти. Кроме того, критики проекта уверяют: переделанный корабль далек от круизных стандартов. Впрочем, владелец теплохода Вячеслав Козловский с этим не согласен.

Напомним, первый амурский круиз «Таежного» анонсировался питерской фирмой еще прошлым летом, но почему-то не состоялся. Теперь проект продвигает некое московское ООО «Компания Стар-флот». Интересно, получится ли нынче привлечь заморских туристов вкусить совсем недешевую речную «Сказку неизведанного края»?




Партнеры