Дальневосточникам сохранят льготы

Жителей региона не лишат благ из-за сокращения «северных территорий»

Недавно стало известно, что откорректирован, в меньшую сторону, перечень территорий для «северного завоза». Дальневосточники сразу тревожно заговорили о сокращении районов, относящихся к Крайнему Северу и приравненных к нему, в том числе в Хабаровском крае. При здравом рассуждении об этом все же беспокоиться не стоит. Пока.

Жителей региона не лишат благ из-за сокращения «северных территорий»

«Корректировка перечня касается только вопросов северного завоза в районы Крайнего Севера. Она никак не связана с северными льготами. Льготный стаж при назначении пенсии, дополнительный отпуск, надбавки к зарплате - все остается, как было», - рассказал председатель краевой думы Сергей Луговской.

Полностью исключен из программы «северного завоза» Амурский район. В Верхнебуреинском районе остались «северными» лишь поселки Софийск и Шахтинский; в Комсомольском - Верхнетамбовское и Нижнехалбинское сельские поселения.

Целиком остались в перечне Аяно-Майский, Николаевский, Нанайский, Охотский, Тугуро-Чумиканский, Ульчский, имени Полины Осипенко районы.

Необходимость корректировки объясняется развитием транспортной инфраструктуры, в результате чего населенные пункты стати более доступными.

Между тем из бюджета региона выделяют компенсации на возмещение транспортных затрат тем предпринимателям, которые завозят в отдаленные районы продукты. На территории края с 2011 года действует перечень товаров, поставка которых предполагает такую систему взаиморасчета: сахар, мука, продукты питания для маленьких детей.

Но в Хабаровском крае этот закон действует только в отношении Аяно-Майского, Охотского и Тугуро-Чумиканского районов. Эти три района имеют только авиасообщение большую часть года, морем завезти груз сюда можно только в период навигации.

Таким образом, постановление правительства РФ от 06.12.2016 г. № 1305 "О внесении изменений в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)" северных льгот для населения не касается. Но, оказывается, можно прожить на Крайнем Севере всю жизнь, а льгот - не получить, особенно в современных реалиях, когда предприятия в основном частные, а не государственные.

Дело в том, что льготы даются не за проживание, а за работу в условиях Севера. И это не современная политика, а наследие советской экономики, когда государственным было всё. Направлена она была на освоение природных богатств северных территорий.

Каждому, кто ехал работать на север, выделялись «подъемные» на перевозку вещей и домочадцев к месту будущего проживания. Районные коэффициенты и надбавки увеличивали заработок в два-три раза по сравнению с центральными областями России. Кроме того: раз в два года оплата проезда к месту отдыха и обратно, исчисление трудового стажа по принципу «год за полтора», более ранний выход на пенсию.

Причем вначале эти льготы предоставлялись только тем, кто ехал работать на север по договору из более комфортных для проживания районов СССР, а на местных жителей не распространялись.

Лишь в 60-х годах прошлого века льготы стали предоставляться местным работающим жителям. Но северный стаж надо было еще наработать непрерывным трудом на одном предприятии. Стоило уволиться по собственному желанию с одного, чтобы перейти на другое - и все накопленные ранее льготы сгорали. Но здесь была лазейка: чтобы ничего не утратить, можно было перейти на другое предприятие переводом. А это - на усмотрение, как бы мы сейчас сказали, работодателя.

Еще интересный факт. Северными территории становились скорей не по климатическим условиям, а по экономической значимости. А может, и по умению руководителей доказать эту значимость. При плановой советской экономике от этих затрат отдача была весьма ощутимая. Всего восемь (!) процентов населения России, работавших в трудных северных условиях, обеспечивали 60% валютных поступлений страны и около четверти ее национального дохода.

Но с тех пор многое изменилось. И социальные льготы, которые, как известно, ввести легче, чем отменить, уже не оправдывают возлагавшихся на них надежд. Хотя, похоже, современное правительство России нашло уже выход из этой трудной ситуации: часть проблем решит адресность социальной поддержки, а часть - сама «экономическая реальность» и развивающаяся инфраструктура.

Сейчас в полной мере северные льготы остались только у пенсионеров, которые заработали их еще в советское время и которыми их обеспечивает Пенсионный фонд. Но здесь «корректировку» проведет неумолимое время. Среди нынешних же 20-30-летних россиян, работающих на северных территориях, но в большинстве на малых частных предприятиях, с полноценными северными льготами к пенсии придут единицы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру