Автобус - это вам не такси

В Хабаровске продолжается оптимизация работы общественного транспорта. Предложенная концепция, разработка которой стоила 4 миллиона рублей, мэрию не устроила.

Хабаровская мэрия не устает реформировать работу общественного транспорта. Для этого даже ученым из ТОГУ заплатили 4 миллиона рулей, но через полгода после презентации проекта по оптимизации маршрутной сети оказалось, что чиновников предложенная концепция не устаивает.

В Хабаровске продолжается оптимизация работы общественного транспорта. Предложенная концепция, разработка которой стоила 4 миллиона рублей, мэрию не устроила.
Фото Екатерина Подпенко

Хабаровская мэрия не устает реформировать работу общественного транспорта. Для этого даже ученым из ТОГУ заплатили 4 миллиона рулей, но через полгода после презентации проекта по оптимизации маршрутной сети оказалось, что чиновников предложенная концепция не устаивает. Разработку, которая вызвала шквал эмоций среди горожан и экспертов, будут переделывать.

- У нас есть контракт, который до конца не исполнен, но оплачен, - заявил на заседании гордумы начальник управления транспорта Хабаровска Сергей Суковатый. - Предложенная концепция нас, по большому счету, не устраивает. Если ее запустить в жизнь, это вызовет волну народного возмущения. Сегодня ни один маршрут, который представлен в этой научной работе, невозможно внедрить. Поэтому будем ее дорабатывать совместно.

В частности, представителей администрации не устроили планы проектировщиков по введению безналичной оплаты в автобусах, а также применение кольцевых маршрутов.

- То, что они там придумали, не соответствует реалиям. Мы должны исходить из интересов пассажиров, - объяснил начальник управления транспорта Сергей Суковатый. - Там идет удлинение маршрута, транспортные кольца. Также разработчики подразумевают введение безналичной оплаты проезда. Если в городе работает один перевозчик, то можно говорить об этом – в одном автобусе заплатил, а в другой пересел. А у нас же на каждом маршруте свой перевозчик. Нужно вносить изменения в эти планы.

Между тем о нежизнеспособности новой транспортной системы в ходе публичных слушаний в июле этого года уже высказывался бывший начальник транспортного управления Владимир Шкурин. Он уверен, что сокращение маршрутов вдвое приведет к транспортному коллапсу в городе.

- Это фальсификация существующих дел на транспорте, работа сделана без оснований. Нельзя ее внедрять. Я говорил это еще на общественных слушаниях. Как можно без тщательного обследования пассажиропотока разрабатывать маршрутную сеть? Уверен, эта работа была сделана под заказ мэрии, для того, чтобы сократить общественный транспорт на 40%, - высказал свое мнение Владимир.

По мнению бывшего руководителя Шкурина, возглавлявшего транспортное ведомство боле 26 лет, результаты реформ уже есть, но не такие оптимистичные, как хотелось бы.

- Я автобусами не пользуюсь, но моя жена ездит по утрам на 34 маршруте на работу. Утром уехать стало очень трудно, автобусы идут битком, она пропускает один-два, а потом уже втискивается. Мы вернулись в 90-е, когда люди толпились на остановках в ожидании хоть какого-то транспорта.

У предпринимателей тем временем свои мысли о доходности. От начавшейся оптимизации у них пока одни расходы. Ведь чтобы получить в ходе конкурса маршруты, перевозчикам пришлось колоссально вложиться, брать многомиллионные кредиты. Ведь только имея современные автобусы, оснащенные кондиционерами, автоинформаторами, низкими полами и рядом других функций, при этом не старше семи лет, предприниматели могли надеяться на победу в конкурсе.

Но, как выяснилось позже, многие из заявившихся на конкурсе новых автобусов не имели, а предоставили в мэрию обязательства по их покупке в случае получения маршрута. Проблемы начались уже после объявления итогов. Предприниматели просто не успели подготовить парк машин. Добавили проблем и 10 заявлений в антимонопольную службу о нарушениях в проведении конкурса, поданные теми предпринимателями, которые маршруты не получили.

- Из-за этих проволочек свидетельства нам выдали лишь 15 августа, а 29-го уже выходить на линию на новых маршрутах, - рассказал председатель ассоциации «Независимый союз пассажирских перевозчиков Хабаровска» Валентин Шадуя. - Но банки без свидетельств на право перевозки кредиты не дают, а значит, денег на новый транспорт тоже нет. В итоге мы попали в бюрократическую ловушку. К примеру, нам пришлось обращаться в шесть банков, чтобы мы смогли купить МАЗы, другие тоже выкручивались как могли.

Автобусы перевозчики покупают до сих пор. Однако, по закону, если у коммерсанта нет заявленного транспорта, его могут лишить права работать на маршруте.

- В сентябре, когда многие только начали закупать и привозить машины, начались масштабные проверки ГИБДД и Автодорнадзора, накладывали аресты на автобусы, - говорит Валентин Шадуя. - Люди ждали на остановках, а перевозчики теряли доход. Получается, мы согласились инвестировать в развитие общественного транспорта, влезли в миллионные кредиты, и мы же преступники?! Сейчас предпринимателя с 23 маршрута хотят лишить лицензии. А ведь ему всего не хватает двух автобусов, и он их уже купил. Просто пока не успел их пригнать. Теперь придется доказывать это в суде.

Между тем к муниципальным предприятиям такого требования никто не предъявляет. Они продолжают работать на корейских автобусах, которым уже по 13-15 лет. Закупать новый транспорт для них будут за счет городского бюджета. Только в будущем году планируют приобрести несколько электробусов и автобусов, работающих на газовом топливе. Но отказываться от транспортных МУПов власти не намерены.

Доля муниципального транспорта в Хабаровске сегодня всего 30%, но, по словам начальника управления транспорта, они дают в бюджет денежных средств гораздо больше, чем коммерсанты.

- За девять месяцев этого года в бюджет всех уровней перевозчиками было перечислено 75,4 миллиона рублей. Муниципальные предприятия, которые, напомню, находятся в стадии банкротства, выплатили более 50 миллионов рублей, а остальное перечислили коммерсанты, - сообщил Сергей Суковатый. - Мы предпринимаем все, чтобы сохранить этот сектор экономики. И уже есть результаты. Так, например, в июле и октябре этого года МУПы впервые показали плюсовую рентабельность.

Чтобы выйти из сложившейся ситуации, городские власти предлагают сократить существующие маршруты. К примеру, с 30 декабря этого года в рамках оптимизации в Хабаровске исчезнет 5 маршрутов. Автобусы были признанными дублирующими.

Транспортная доступность сохранится и никакого транспортного коллапса не будет, уверен Сергей Суковатый. А если сократить протяженность длинных маршрутов, то у перевозчиков сразу вырастут доходы. Пока же в Хабаровске одна из самых длинных маршрутных сетей – 27 километров. Но, по словам начальника транспортного управления, автобус - это вам не такси! И нет ничего страшного, что на дальние расстояния Хабаровчане будут ездить с пересадками.

После такой оптимизации Хабаровск, по планам разработчиков и городских властей, ожидает высокая транспортная доступность, оплата за проезд пластиковой картой, а время ожидания автобуса, теплого, удобного и экологичного, составит не более 2-5 минут. Но это в перспективе. А пока все участники рынка перевозок похожи на героев басни «Лебедь, рак и щука», которые тянут воз общественного транспорта в разные стороны. Уже сейчас страдают пассажиры – время ожидания автобусов увеличилось, а с после закрытия пяти популярных маршрутов из отдаленных районов в центр города придется добираться с пересадками.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру