Вернуться в Хабаровск ради экофермы

Семья хабаровчан решила заняться земледелием. Выбор пал на экоферму. Выращивают молодые люди различные сорта ягод.

Сотни метров грядок заморской клубники и первый купольный дом в пригороде Хабаровска В апреле этого года хабаровчане Антон и Нина на руках с грудным сыном Добромиром заехали на свой участок в двух километрах от села Восход, что в пригороде Хабаровска.

Семья хабаровчан решила заняться земледелием. Выбор пал на экоферму. Выращивают молодые люди различные сорта ягод.

Назвали свои владения экофермой «Солнцедом». Поселились в палатке...

Я побывала у них в гостях в один из дождливых дней сентября. Меня встретила невысокая светловолосая молодая женщина: «Чем могу помочь?» Отвечаю, что из газеты, договаривались с Антоном. «Нина. Очень приятно. Мужа пока нет, но вы проходите». Семья живет в кунге, рядом контейнер, приспособленный под кухню. Хозяйка предлагает мне раскладной стул, сама садится на крыльцо кунга.

10 лет назад Нина уезжала с родителями из Хабаровска, чтобы никогда сюда не вернуться. Родители поселились в Сочи, а она в Москве. Встретила мужчину, периодически навещала маму и папу. Но четыре года назад Нина решила съездить в Хабаровск, и здесь, в компании друзей, разговорилась с Антоном: «О чем ты мечтаешь? - О кругосветном путешествии. - И я! Поехали со мной!»

Нина ушла от гражданского мужа, а деньги, которые откладывала на квартиру, пустила на путешествия. За три года они с Антоном объехали полмира. К концу третьего года их взяла тоска по дому. Вернулись. Пожили в Москве. И снова отправились в путешествие, на этот раз в Новую Зеландию.

- Я тогда уже беременная была, - рассказывает Нина. – На девятом месяце в самолетах писала заявление, что сама за себя несу ответственность. Когда пришла пора ребенку появиться на свет, Антон спросил, где рожать будем? И я говорю: хочу в Хабаровск. «Почему в Хабаровск? Ты понимаешь, что мы сейчас можем куда угодно улететь. Только скажи!» Но я уже все решила. В июне 2015 года родился мальчик, Добромир.

- Так, получается, ваше дитя вас в Хабаровск привело?

- Да. В общем, мы вернулись и поняли, что есть нечего. Здесь все китайское - ни вкуса, ни запаха... После московского выбора продуктов в Хабаровске - хоть вой. И Антон предложил выращивать скотину. Предложил и взялся изучать, как всегда - досконально. Два месяца он читал, думал даже страусов завести, а потом подошел ко мне и спросил: «Ты способна убить животное? Вот и я, - говорит, не хочу, чтобы земля, на которой мы живем, стала кровавой». В итоге решили выращивать ягоды.

Ползимы Антон изучал этот вопрос. Списывался, созванивался со специалистами. Познакомился с приморскими дачниками, которые поддержали его идею. В итоге заказал из Голландии около 19 тысяч кустов клубники разных сортов и швейцарскую ремонтантную малину «Химбо-Топ» и «Зюгана». Рефрижератор пришел в июне.

- Добромиру как раз исполнялся год, чем не повод собрать близких людей? - смеется Нина. - И все дружно принялись высаживать малину и клубнику. Справились за три дня.

- Нина, вы говорите, что созвали друзей. Вы не боялись, что никто не откликнется на вашу просьбу о помощи? Ведь у каждого свои проблемы.

- За время наших путешествий мы не раз людей выручали, а они выручали нас. Это так называемое бартерное общение. Знаете, к нам друзья сюда чаще приезжают, чем когда мы жили в городе: костер, шашлыки, песни до утра.

- Но они возвращаются в цивилизацию, а вы остаетесь здесь.

- Ну и что! У нас есть особенные, которые неделями тут живут в палатках. Друзья вокруг нас очень сильно сплотились.

- То есть, они движимы вашей идеей жизни на своей земле. Но что мешает каждому взять заброшенную дачу? Почему вы не выбрали участочек неподалеку от города, со светом, связью, охраной? И выращивали бы там ягоды-фрукты.

- Какие шесть соток, вы о чем?! У нас здесь 3,5 гектара, – смеется Нина.

Из города вернулся хозяин экофермы - Антон. Высокий, средних лет, борода с рыжиной, заплетенная в косичку. Отнес покупки на летнюю кухню. Взглядом намекнул хозяйке на чай. Сам сел на скамью. Разговорились. Оказалось, что лет 10 назад в Хабаровске он работал маркетологом. И у нас есть общие знакомые. Как тесен мир...

- Антон, мы тут с Ниной как раз говорили о масштабах ваших владений. Зачем вам так много?

- Начинать, так начинать!

Нина, напоив всех горячим, ароматным - на травах! - чаем, выдала мне гостевые резиновые сапоги, дождевик и повела по клубничным грядкам, которым не видно конца. Возле кустов заламинированные таблички с названием сортов. На клубнике снова появились завязи. Виднеется ярко-красная ягода. На вкус она заметно отличается от местной - сладкая, с мускатным привкусом. Но зреть ей мешают дожди. К тому же, оказалось, клубнику любят грызуны.

В следующем году Антон планирует посадить ежевику. Недавно он списался с известным российским ежевиководом Вячеславом Якимовым. Сравнили количество суммарных годовых температур и выяснили, что все должно получиться.

- Путешествуя по Новой Зеландии, мы проезжали мимо огромных плантаций с объявлениями «Самосбор», - рассказывает Нина. - Плати определенную сумму и собирай, сколько захочешь. Но мы немного изменили условия: стали ягоду продавать литрами. И как пошли звонки! Я даже специальную тетрадку завела, куда записывала всех желающих. У нас грядки не справлялись. Через каждые два дня было по 7-10 литров хорошей, крупной клубники.

- Мы будем развивать этот способ продажи, – подхватывает Антон. – Так мы сильно экономим на логистике.

- А почему вы выписали растения из Голландии?

- Потому что у нас никто не продает посадочный материал по такой цене.

- Вы списывались с приморчанами, но разве климатические условия для земледелия в наших краях одинаковы?

- Мы сравнили по почвам, поговорили с одной женщиной. У нее 15 га клубники под Уссурийском, и она посоветовала брать эти сорта. Все они уже испытаны в Приморье.

Кроме выращивания ягод Антон и Нина испытывают на своих гектарах высокие «грядки Хольцера» и «грядки Розума». В первом случае, как объяснил Антон, задействованы анаэробные бактерии, благодаря которым процесс разложения древесины, из которой делают грядки, происходит без доступа кислорода. Ветки под слоем земли накапливают влагу и питательные вещества. Растения не нужно поливать и подкармливать.

- Это посеяно три недели назад, - Антон показывает высокую грядку, на которой растет морковь, горох и кабачки. – Смотрите, какая крупная листва. Еще мы пробуем «грядки Розума». Их популяризирует в Интернете Андрей Бублик. Он показывает, как на этих грядках можно выращивать двойной, тройной урожай, просто закладывая органику между гребнями, на которые высаживаются растения. Идет подпитка с траншеи боковой корневой системой.

В общем, у хозяев экофермы особенный взгляд на земледелие.

- Нам знакомые говорят, давайте здесь все распашем на два раза. Но я против, - рассказывает Антон. - Пахать - значит нарушать. В почве есть аэробные и анаэробные бактерии, и если их перемешать, умрут и те и другие. Из-за традиционного земледелия почва теряет плодородность. Возделывать можно только слой в 4-5 сантиментов, чтобы растение попыталось жить в симбиозе с остальными. Можно и деревья выкорчевать, которые здесь растут, но тогда улетят птицы, разведутся паразиты, погибнет урожай. Пока все находится в балансе, ничего не нужно нарушать.

Первый купольный дом

Справа от въезда на экоферму идет строительство. По кругу вкручены сваи, сверху завязаны брусом, посередине фундамент будущей печки. Это Антон и Нина строят первый в Хабаровском крае купольный дом.

- Антон, а почему купольный?

- Говорят, в нем очень гармонично развиваются творческие энергии (смеется). Планируем до заморозков достроиться. Ищем волонтеров, которые захотят поучаствовать в строительстве нашего дома. Думаю, в первую очередь это интересно тем, кто хочет разобраться в купольном домостроении. Это хороший практикум. В доме будет купольная печь Кузнецова. Эта технология повышает КПД русской печи на 80 процентов. На сайте Кузнецова выложены все порядовки. Скоро к нам приедет знакомый печник.

- За все это время было желание вернуться в город, отправиться в путешествие, жить как раньше?

- Было пару раз, - отвечает Антон. - Например, когда не оправдались надежды на клубнику. Я думал выручить с нее денег хотя бы на полдома. Вот их сейчас и не хватает. Ну, ничего, купол поднимем, а там будем потихоньку внутренние работы делать.

Сейчас основной заработок хозяев экофермы - в Интернете. Нина рисует объясняющие мультфильмы. Говорит, есть заказчики с разных уголков страны. У Антона два интернет-проекта. Пару раз в неделю он уезжает в город, чтобы была связь, и работает там. Свой участок из земель сельхозназначения в другой статус переводить не собираются, дабы избежать высоких налогов. На вопрос «Как же вы без адреса и прописки?» экофермеры отвечают, что у них есть электронный адрес, а когда получали письма обычной почтой, уже и не вспомнят. Люди мира!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру