Хабаровским коммерсантам, получившим право работать на городских автобусных маршрутах, грозят солидные убытки. Чтобы приобрести транспорт, соответствующий требованиям нового федерального закона, предпринимателям приходится брать многомиллионные кредиты. Но и это не помогает, автобусов на всех не хватает и времени до выполнения конкурсных условий - тоже. А это чревато солидными штрафами. Не станет ли после 29 августа это поводом для нового витка конфликта бизнеса и чиновников в Хабаровске.
Как оптимистично поведали прессе на минувшей неделе в городской администрации, этой осенью на дороги Хабаровска выедут аж 302 обновленных автобуса. Теперь добрая половина общественного транспорта будет оборудована информационными электронными табло, видеокамерами и кондиционерами. Средний возраст автопарка уменьшится с 15-20 лет до 7,4 года. А обеспечить этот «транспортный рай» обязались предприниматели, которые выиграли конкурс на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам.
Напомним, вокруг этого конкурса в Хабаровске разгорелся ряд скандалов, последовали судебные иски и обращения к антимонопольщикам. Но, как говорится, пока «собаки лают - караван идет». Те, кто смирился или удовлетворен итогами конкурса, начали усиленно готовиться к работе по новым правилам. Однако, выяснилось, что на пути к светлому будущему их ждет еще одна яма.
Транспортных средств, подходящих под современные требования, на всех коммерсантов просто не хватает.
- В Хабаровске конкурс между перевозчиками прошел одним из последних в стране, и мы не успели сделать заявки на автобусы у российских производителей. Сейчас заводы загружены заказами от предпринимателей из западных регионов страны,- объяснил глава управления транспорта Сергей Суковатый.
Изготовить партию новых современных автобусов для хабаровчан смогут не ранее чем через полгода. Тогда как у наших перевозчиков день «Х», прописанный в условиях конкурса, наступает уже 29 августа.
Так, известный предприниматель Юрий Васильев, получивший почти треть всех конкурсных маршрутов, должен теперь предоставить 171 модернизированный автобус - из них 150 с низким полом, для пассажиров с ограниченными возможностями. Однако на 18 августа «до нормы» ему не хватало еще сотни автобусов большого класса.
- Купить автобусы, соответствующие условиям конкурса, сложно даже при наличии денег. Наше отечество не может обеспечить объемы поставок, по крайней мере, до нас они не доходят, - прокомментировал учредитель сразу трех компаний, получивших право работать на городских маршрутах. - Мы посетили все российские заводы и кое-как двадцать машин буквально отвоевали. Нам их поставят в ближайшее время, с остальными будем решать. Наверное, придется договариваться в Корее, возможно, брать «бэушные».
Аналогичная ситуация и у предпринимателя Елены Шедуя, выигравшей восемь городских маршрутов.
- Всего по условиям конкурса нам нужно приобрести 24 автобуса малого класса и 7 больших низкопольных автобусов, - поделилась перевозчик. - Это огромные деньги, поэтому приходится работать с лизинговыми компаниям и в кредит. Мы уже купили18 автобусов малой вместимости, еще два придут из Нижнего Новгорода, пять - из Владивостока. Автобусы все новые, 2009 -2011 годов выпуска.
- Над приобретением больших пока работаем, - говорит она. - Так как российские заводы МАЗ, ЛИАЗ, и даже завод во Владивостоке сейчас отрабатывают огромные заказы из других городов, то именно низкопольные машины большего класса они смогут нам поставить не ранее декабря-января.
Но часть автобусов уже прибыла в Хабаровск. Пока это только автобусы малого класса, те, что в народе называют «маршрутками». Все они оборудованы электронными табло с указанием маршрута и громкой связью. В большинстве установлены видеокамеры салона.
Импортные машины, а это в основном знакомые хабаровчанам корейские «каунти» и «хёндаи» имеют кондиционеры над каждым пассажирским сиденьем, индивидуальное и общее освещение, кнопку вызова водителя. Есть и отечественные машины.
- У наших «Газелей» кондиционер есть только водительский, но зато сидения мягче чем у «корейцев», и стекла затонированы так, чтобы солнце не нагревало салон. Есть дополнительная ступенька - для тех, кому сложно подниматься, и еще масса поручней, - расхваливает новое авто водитель Михаил.
Новые машины будут обслуживать 31 маршрут в Хабаровске. Между тем, за невыполнение условий конкурса частным перевозчикам грозит крупный штраф - 300 тысяч рублей. А в некоторых случаях и вовсе могут аннулировать свидетельство и забрать маршрутную карту.
Одни предприниматели надеются на снисхождение мэрии, учитывая сложившиеся обстоятельства, другие готовы «ответить рублем».
- Очень надеемся успеть в отведенные законом 60 дней, хотя такой срок тоже очень мал, - поясняет Васильев. - Но продолжать работать будем.
Кстати, чтобы не «попасть» на штраф, некоторые удачливые предприниматели, победившие в конкурсе, якобы уже предлагают коллегам-коммерсантам, оставшимся не у дел, выходить на их маршруты со своим транспортом. Не за бесплатно, конечно.
Напомним, что в то время как в среде коммерсантов кипят шекспировские страсти, у муниципальных предприятий-банкротов всё спокойно. Маршруты у них не забирают, автопарк мэрия обновлять не требует. Хотя, по словам и.о. начальника управления транспорта Сергея Суковатого, сегодня мэрия имеет 160 млн рублей на покупку новых автобусов. Но сколько и какие именно машины планируют закупить, в администрации пока не сообщают.
Екатерина Подпенко