Транспортный коллапс в Хабаровске неизбежен?

Разрушенную систему городского общественного транспорта будет трудно восстановить

«Лишних автобусов не бывает!» - уверен Владимир Шкурин, возглавлявший управление транспорта Хабаровска в 2000-2012 годах. Бывший главный транспортник города критически воспринял начатую оптимизацию общественного транспорта. И считает: задуманное его бывшими коллегами сокращение маршрутов приведет к транспортному коллапсу.

Разрушенную систему городского общественного транспорта будет трудно восстановить
На недавних общественных слушаниях бывший главный транспортник Хабаровска Владимир Шкурин подверг беспощадной критике своих недавних коллег из мэрии

- Я не могу спокойно смотреть, когда сейчас власти пытаются разрушить то, что создавалось годами. Не внести что-то новое, не улучшить, а именно разрушить! Всё, что сейчас делается с транспортом, уверен, вернет город к «лихим 90-м», когда люди простаивали на остановках и не могли втиснуться в переполненный транспорт. На чем и как жители будут передвигаться по Хабаровску?

Пассажиров неправильно посчитали?

- Я в интернете увидел, что проводится конкурс на выполнение научной работы по обследованию пассажиропотока, почитал техническое задание и понял - ничего хорошего не выйдет. Почему? Там изначально были заложены такие параметры, чтобы впоследствии можно было сократить общественный транспорт в городе на 40-50%.

Потребность в общественном транспорте решили подсчитать методом математического моделирования, который дает большую погрешность. А пассажиропоток изучали с помощью билетно-учетных листов. То есть кондуктор в начале и в конце рейса пишет номера билетов, в итоге получаем количество перевезенных пассажиров за рейс, за смену, за сутки.

А ведь главный смысл исследования должен быть в том, чтобы узнать - когда и куда пассажиры едут, в какое время, сколько и на каких остановках выходят, на каких заходят. Для достоверной информации нужно в каждую машину сажать счетчиков - согласно количеству дверей. И в течение всего дня они записывают, эту информацию в специальной таблице. И так не менее семи дней в неделю!

Такие данные дают погрешность 10-15%. А те 60 студентов, которые проехали всего по два рейса на некоторых автобусах, трамваях, троллейбусах, реальной картины - не покажут. Поэтому эксперты и не досчитались пассажиров. Погрешность в этом случае приближается к 85-90%.

Обследование пассажиропотока проводилось в 2008 году. Тогда вышло, что автобусов в городе - перебор на 15%. Но эта цифра никак не повлияла бы на общую картину. И мы просто по одному автобусу убавили на каждом маршруте, чтобы не увольнять людей. Ведь многие работают семьями: муж за рулем, жена – кондуктор. И пассажирам так лучше – больше автобусов, меньше интервал движения.

Стоит задуматься, почему пассажиропоток у нас исследовал инженерно-строительный факультет, специализация которого - разработка проектов по улучшению улично-дорожных сетей, а не пассажирских перевозок.

А ведь в ТОГУ есть специальная кафедра по организации перевозок. Они, кстати, и делали обследование в 2008-м.

Но в этот раз они не взялись за работу, прочитав техническое задание. Я обратился к городским депутатам с письмом, объяснил, почему нужно остановить этот конкурс и вернуть деньги в бюджет, ведь 4,6 млн рублей из городской казны вылетят в трубу. Но официального ответа так и не получил.

 

Транспорт для пассажиров или пассажиры для транспорта

У нас, в управлении транспорта, в свое время была задача расширять маршрутную сеть, добавлять автобусов, чтобы людям удобнее было ездить. Как только в городе открывали новую дорогу, мы пытались туда запустить маршрут или завернуть туда уже существующий. А теперь закрывают целые маршруты. Риторический вопрос: транспорт для пассажиров или наоборот?

Как можно додуматься закрыть маршрут, который работал от гостиницы «Интурист» до аэропорта?! Вы посмотрите, сколько раз в день троллейбус ломается. Когда не было 60-го маршрута, мы всегда в резерве держали автобус №3 и выпускали его на подмогу в таких случаях. А сегодня кто повезет людей, если троллейбус остановится? У нас такси в городе не хватит - по «красной линии» сколько пассажиров едет! Считаю, это настоящее головотяпство! И экономику трамвайно-троллейбусного управления это не вылечит!

Согласно выводам научно-исследовательский работы ТОГУ, улица Карла Маркса перегружена автобусами. Но ведь сюда съезжаются автобусы со всех районов города. А теперь предлагают центр на 15% разгрузить. А куда убирать транспорт будут? На бульвары, наверное. Но разве это для людей делается? Человек приехал в центр и будет вынужден идти пешком в горку. А идея об увеличении пересадок - разве это удобно для пассажиров? Возможно, когда будет транспортная карта, в этом и будет толк. Но сегодня льготникам выдают чуть более 300 рублей на проезд. Этого с пересадками хватит от силы на пять дней, да и оплачиваемый проезд ударит по карману.

Нужно, чтобы этой научно-исследовательской работой вплотную занялись антимонопольная служба и прокуратура, потому что там, на мой взгляд, прослеживается явное превышение должностных полномочий, сговор и фальсификация выводов. Результаты этой «оптимизации» будут влиять на жизнь и здоровье граждан.

Кстати, затраты на работу 60 счетчиков составят от силы 300 тысяч рублей, а куда делись остальные 4,3 млн рублей?

Водители без работы не останутся

Раньше каждый автобус отмечался на «дистонах» - в определенных точках, где были установлены спецантенны. С помощью которых диспетчер руководил движением, кому-то рекомендовал поторопиться, другому - подождать. И регулярность движения была 80-90%. То есть автобусы подходили к каждой остановке строго по расписанию.

Затем в мэрии решили: все автобусы оборудовать системой ГЛОНАСС. Под это выделили бюджетные деньги, прошел аукцион, компания получила контракт на обеспечение автобусов датчиками ГЛОНАСС. (Кстати, тот же предприниматель и сейчас выиграл конкурс на обследование пассажиропотока.)

Вроде бы благое дело. Но ГЛОНАСС в Хабаровске не работает до сих пор! Диспетчерская вроде есть, но роль ее сведена к минимуму – она просто фиксирует в конце дня, что случилось, а соблюдение водителем расписания в текущем времени никто не контролирует. И люди на общественных слушаниях не зря жаловались, что автобусы не соблюдают расписание, порой ждать приходится по 15-20 минут.

По поводу банкротства транспортных МУПов хабаровчанам не надо переживать - это определенная процедура, в нашем случае - больше политическая. Предприятия все равно будут работать дальше, может, название сменят, сократят инженерно-технический персонал. Водителям и кондукторам переживать не стоит – они всегда востребованы.

А вот целое трамвайное депо сокращать - это, по-моему, весьма недальновидно! Ведь тогда возрастают холостые пробеги у трамваев: чтобы начать движение, ему придется от депо №1 до Северного микрорайона бежать пустым, без пассажиров, а, значит, без денег. Какая тут экономия?

Коммерческих перевозчиков в Хабаровске "кошмарят"

Почему муниципальные предприятия освободили от конкурса? Открываем федеральный закон №220: там подробно расписано, как проводить конкурсы, как организовывать работу транспорта, но там не сказано, что муниципалов освобождают от конкурса!

Единственное исключение - если они перевозят льготников. Но, простите, у нас льготы заменили деньгами. Почему тогда МУПЫ освободили от конкурса? Ссылаются, что перевозят детей-сирот. Но это единицы. А почему коммерсантам не предложили возить этих детей? Они, скорее всего, не отказались бы. И тогда можно все маршруты распределить по конкурсу, а не часть. Это было бы справедливо!

А то получается, предприниматели обязаны покупать новые автобусы, чтобы получить маршрут, а муниципальные предприятия - нет. Предпринимателям навязали теперь нерегулируемые тарифы, МУПам оставили регулируемые. Но федеральный закон ничего не говорит о таком распределении. Но коммерсанты ж себе не враги - устанавливать цену значительно выше муниципальной. К ним же тогда никто не пойдет!

И опять их никто не спросил, т.е. здесь, на мой взгляд, явное нарушение антимонопольного законодательства.

Когда я еще работал, «фишкой» некоторых чиновников мэрии было сокращение количества коммерческого транспорта - по той лишь причине, что они, мол, забирают деньги у муниципальных предприятий. В этом доля истины есть, они конкуренты и часть выручки идет к ним. Но ведь не в этом главная причина банкротства МУПов!

И в администрации это понимают, но, по сути, продлевают «агонию» муниципалов, во вред пассажирам, о которых должна заботиться.

Сейчас вновь предлагают сократить число коммерческих перевозчиков, а оставшихся - объединить в две-три группы, видимо, чтобы было легче ими управлять. Они, если захотят остаться на рынке, будут вынуждены идти к победителям конкурса по найму.

Сейчас власти говорят: нужно прекратить «кошмарить» бизнес. А в Хабаровске именно этим и занимаются по отношению к коммерческим перевозчикам. Такое ощущение, что у местных властей это идея фикс!

Поэтому, считаю, спокойствия в городе после внедрения новой схемы не будет, люди будут протестовать. Без нормального подсчета пассажиропотока сейчас нельзя ничего менять. Разрушить то, что строилось годами, можно в считанные дни. А как потом восстанавливать? Как людям смотреть в глаза?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру