К нам в редакцию обратились продавцы киосков из разных районов города с рассказами о том, как их... «терроризируют» детдомовцы.
- Приходят к нам в киоск, виснут на решетках, пытаются что-то схватить. Оскорбляют меня и требуют денег, - жалуется сотрудник киоска по улице Выборгской Галина Васильевна. - Могут схватить какую-то мелочевку и удрать! И они хорошо знают законы, так и говорят – мы украдем меньше, чем на 500 рублей, значит, нам ничего не будет!
- Сама видела, как эти воспитанники воруют в магазинах, - говорит киоскер с улицы Панфиловцев Любовь Григорьевна. - Один отвлекает продавщицу, расспрашивает, другой хватает вещи и бежит. И ко мне в киоск они как на работу приходят, ежедневно, в шесть-семь вечера, по трое или четверо, ругаются матом, требуют денег. Недавно пару бутылок газировки из холодильника утащили.
Жалуются на беспризорников продавцы овощных киосков, кондукторы и водители автобусов.
- В большие автобусы они не заходят, там кондуктор сразу требует оплатить проезд. А садятся к нам в маршрутки, где платят на выходе. Уже не раз было, что, доехав до нужной остановки, ребята показывают мне дулю и убегают, - рассказал водитель Евгений.
- Раньше такого не было, а работаю я уже тут не один год,- продолжает киоскер Любовь Григорьевна. - Вроде бы в загородные лагеря дети ездили на все лето, заняты были, наверное, сейчас нет денег у государства, чтобы отправить детдомовцев на все лето отдыхать, вот и слоняются без дела.
Работа для детдомовца
Действительно, чем же заняты детдомовцы летом? Как рассказали нам в отделе координации отдыха и оздоровления детей министерства образования Хабаровского края, на отдых и оздоровление детей-сирот, находящихся в детских домах и школах-интернатах, в этом году краевым бюджетом предусмотрено более 30 млн рублей.
- Это на уровне прошлого года. Благодаря чему в загородный лагерь на одну, чуть реже - на две смены, поедет каждый ребенок от 6 до 18 лет, проживающий в детдоме или школе-интернате, - поясняет начальник отдела Галина Зубакина. - Помимо нашего края дети отдохнут в лагерях Приморья и санатории «Кульдур» (ЕАО). Отличников и активистов поощрят путевками в крупные детские центры, такие как «Созвездие» (60 путевок) и «Азимут» (150 путевок). Некоторым детям по здоровью полагается летом санаторное лечение, на это тоже выделяются средства.
- В остальное время воспитанники детдомов находятся в своих учреждениях, но дети заняты на пришкольных площадках, а кто-то даже успевает поработать. Трудоустройством ребят занимаются руководители детских учреждений, они напрямую договариваются с руководителями предприятий или предпринимателями, - заверили нас в министерстве.
В чем же тогда проблема?
- Раньше на все лето уезжали на моря, в загородные лагеря, а сейчас дети половину времени, как правило, находятся в детском доме. Свободного времени - масса, - напоминает известный в Хабаровске специалист по работе с трудными детьми, руководитель центра «Грань» Михаил Непогодин. - Еще и после беды в Карелии нам «перекрыли кислород» – нельзя купаться, нельзя выезжать на водоемы, нельзя ходить в лес в походы. Ну а как детям это запретить? Чем им тогда заниматься летом? Лучше они поедут туда с опытным инструктором, чем побегут по одиночке. А они побегут.
- К сожалению, есть у нас такие детдома, к примеру, первый, пятый и шестой, где дети совершают не только мелкие правонарушения, но и сами преступления, - говорит начальник отдела по делам несовершеннолетних УВД Хабаровска Виктория Ващенко. - И ведь не скажешь, что находятся без присмотра. Там несет за них ответственность воспитатель или социальный педагог. Но детдом ведь не закрытое учреждение, эти дети свободное время тоже могут гулять по улице. И в силу своего воспитания у них случаются такие «шалости».
По мнению Михаила Непогодина, многое зависит от среды, в которой они воспитываются.
- Дети живут в таком сообществе, где все общее. А когда нет личного, то и чужое берется легко, - полагает он. - Хотя им, конечно, говорят, объясняют, но среда делает свое дело. И в детских домах часто старшие ребята склоняют младших к воровству. По-хорошему, нужно детей делить на возрастные группы, но при нашей системе воспитания это невозможно.
- У нас в обществе сейчас такой стереотип: кто ворует - тот живет хорошо. А дети - лишь отражение общества, - напоминает Михаил. - Мы сталкивались с таким не раз. Дети радостные приходят на наши занятия, на сплавы и в походы их берешь, а потом... они воруют у таких же ребят телефоны, деньги. Конечно, это шок! Ты вкладываешь в человека душу, а он делает такие вещи...
- Ко мне в бассейн ходят ребята из четырех детских домов. И, несмотря на все добро, с которым мы идем к ним, я знаю, что процентов 20 из них способны на воровство, - говорит руководитель «Грани». - Но это не значит, что мы не будем с ними заниматься. Все равно берем в команду, даем ребенку шанс перевоспитаться, одуматься!
Преступления как игра
А вот хабаровские полицейские указывают на еще одну причину. Отсутствие реального наказания, по их мнению, привело не только к росту числа преступлений среди несовершеннолетних, возросло и число рецидивов. Ведь редко кто из малолетних воришек попадает в тюрьму.
- В Хабаровске отмечается рост подростковой преступности. По итогам пяти месяцев года количество правонарушений совершенных несовершеннолетними увеличилось на 9,4%, - приводит статистику Виктория Ващенко. - Зафиксировано 139 преступлений (127 за аналогичный период прошлого года), арестовано трое несовершеннолетних: один совершил убийство, у другого - 12 краж вещей из магазинов самообслуживания, третий тоже воровал. Этих ребят, скорее всего, лишат свободы. А для остальных суд, видимо, примет меры воспитательного воздействия.
- Основная причина - это безнаказанность, - считает Виктория. - Вот, смотрите - схватил бутылку кока-колы из киоска и убежал. Даже если его поймают, то по большому счету ребенок не понесет ответственности. Если уже достиг 16 лет, заплатит штраф, если младше - то суд прекращает дело за недостижением возраста, а мы ставим такого ребенка на учет и наблюдаем в течение 6 месяцев. Из 139 правонарушений у нас лишь 29 осужденных.
- Летом ввязываются в драки, отнимают у младших детей гаджеты и «берут покататься» велосипеды. Очень много краж совершают из магазинов самообслуживания. Это для них игра, азарт какой-то. Берут чаще всего напитки, сладости, одежду. Девочки даже колготки умудряются вытащить из заводской упаковки и спрятать в карман, - сетует Виктория Ващенко.
Не оставляйте детей без внимания...
При совершении ребенком преступления его обязаны поставить на учет и проводить с ним профилактическую работу.
- Сегодня на учете стоит 535 детей. Это все кто, в течение последних шести месяцев совершил правонарушения, антиобщественные действия, например, ушел из дому или попал на учет к наркологу. Это небольшая цифра для Хабаровска, где живут 12 тысяч детей. Если за полгода ребенок ничего не натворил, с учета его снимают, - объясняет Виктория.
Как правило, эти дети из неблагополучных семей. Родители пьют, ребенок сам по себе. Иногда вынуждены просто добывать себе еду, а порой и родителям на бутылку денег достать. Но часть подростков, ступивших на этот путь, отмечают инспекторы ПДН, вполне из благополучных, даже обеспеченных семей.
- Когда приходишь в такие семьи первый раз, предупреждаешь: «Обратите внимание на ребенка - дальше может быть хуже». Но многие родители «закрываются», отказываются от нашей помощи, считая, что сами справятся с ситуацией: кто-то ребенка заставляет уголовный кодекс учить наизусть, кто беседы проводит или наказывает. Но, по нашему опыту, больше половины детей совершают правонарушений повторно. Плохая компания быстро затягивает…
- За 18 лет работы с трудными подростками, я пришел к выводу, что пора перестраивать всю систему воспитания детдомовцев таким образом, чтобы блага для себя они зарабатывали своим трудом и учебой, - настаивает Михаил Непогодин.
- У ребенка должно быть три пути развития. Если хочешь учиться, тянешься к знаниям – все дороги перед тобой открыты: дополнительные занятия, секции, университет. Второй вариант, когда у ребенка нет особого желания учиться: может, не хватает усидчивости, способностей. Такого ждет училище, рабочая специальность. Да хоть с дести лет, но можно подобрать посильный труд!
- Ну и третий вариант, когда ребенок уже свернул на «кривую дорожку», совершил правонарушения. Тут путь один – детская колония. Потому что наказание, реальное, а не когда-то там, после 18 лет, должно быть обязательно. Только так дети смогут понять, к чему ведет их образ жизни.
- Но главное - это занять детей учебой и трудом, - повторяет Михаил Непогодин. - Тогда самого плохого просто не случится...