Запечатленная эпоха в музее Амурского моста

В Хабаровске есть музей, где к истории можно в буквальном смысле прикоснуться рукой

Вы успели побывать в хабаровском музее Амурского моста? Во время новогодних каникул его можно было посетить совершенно бесплатно, и не в составе группы, как обычно, а индивидуально. Музей этот удивительный - несмотря на то, что подобные есть и в других местах нашей необъятной родины, лишь хабаровский музей показывает развитие инженерной мысли на железной дороге.

В Хабаровске есть музей, где к истории можно в буквальном смысле прикоснуться рукой
Вид со смотровой площадки старинной мостовой фермы открывается особо величавый

Директор музея Виктор Паршин (он же смотритель, экскурсовод и дворник в одном лице) считает, что главное в этом музее - «не экспонаты посетителям показать, а заинтересовать их прошедшей эпохой». Эта эпоха - не только героическое строительство самого длинного железнодорожного моста, сначала в мире, потом в Россия. Это история нашей родины. Поэтому здесь можно не просто поглазеть через стекло и из-за ограждения на замершие экспонаты - их можно трогать руками, вертеть ручки, взбираться в кабины паровозов и даже прокатиться на дрезинах начала ХХ века.

Они разные. Первая простенькая, на которой пассажиры должны были сами дергать рычаг. Вторая - повышенной комфортности, на которой разъезжали по железной дороге высокие чины. На ней пассажиры располагались на передней скамье, а «водитель» толкал мускульный привод на задней. Управлению мускульный привод, как оказалось, поддается легко, мы попробовали, а скорость, по словам директора музея, дрезина способна развить до 30 километров в час.

В этом музее есть даже кандалы. Они найдены во время ремонта вокзала в Волочаевке: труд каторжников использовался и на строительстве железнодорожного моста в начале ХХ века. Есть вещи, поднятые со дна реки во время реконструкции моста, к примеру, старинный подсвечник.

Хранится в музее Амурского моста и пластилиновая модель стелы с двуглавым орлом, подаренная автором - хабаровским скульптором Максимом Ананенко. Он, к слову, изготовил современную стелу, что стоит у перрона железнодорожного вокзала в краевой столице.

На заре ХХ века на Дальнем Востоке было установлено две таких стелы: первая в Уссурийске, где располагалось управление строительством Уссурийской железной дороги (Хабаровск - Владивосток), вторая - в Хабаровске.

Эти памятники воздвигнуты в честь русских воинов (а не в качестве символа российской монархии, как считают многие), в тяжелых условиях почти семь лет строивших эту дорогу. Если вы в этом сомневаетесь, прочтите текст правительственной телеграммы, который содержится на восстановленной стеле у перрона хабаровского железнодорожного вокзала:

«Повелением императора Александра III Уссурийская железная дорога начата постройкой 19 мая 1891 года. 31 августа 1897 года, в царствование императора Николая II, ее постройка закончена. Войска Приамурского военного округа, будучи призваны к сооружению этого пути, значительную часть его выполнили своим трудом. Да свидетельствует этот памятник, что воины уссурийские, стоящие грозным оплотом на отдаленном участке империи, умеют служить Отечеству как оружием, так лопатой и топором. Слава русскому солдату!»

Это были специально обученные железнодорожные батальоны. Брали туда только после пяти лет службы в армии. В музее хранится документ - летний распорядок дня служащих железнодорожного батальона: подъем в пять утра, завтрак, работа до 11 утра; с 11 до 13 двухчасовой перерыв - час на прием пищи и час на сон; потом вторая часть рабочего дня; ужин, а после ужина - техническое обучение. В железнодорожных батальонах даже землекопы были грамотные - и это развенчивает советский миф о лапотной «Рассее».

Сейчас, в XXI веке, мы много говорим о патриотизме. Но зачастую это сводится к бессмысленным флеш-мобам и пустым слоганам. А вот в таких музеях и подрастающее поколение, и работающая молодежь, и даже люди старшего возраста наглядно, без раздражающего пафоса узнают: нам есть чем гордиться, есть что беречь и на кого равняться.

Еще один очень любопытный экспонат, на котором отпечаталась история не только ДВЖД, но и всего российского Дальнего Востока, - автомотриса.

Когда-то это был самый обыкновенный вагон. Но принадлежал он необыкновенному человеку - служил штабом маршалу Блюхеру. Вагончик с платформой прикрытия возил по рельсам отдельный паровоз. Когда ушел Блюхер, вагон передали ДВЖД. Здесь его переделали под нужды руководства железной дороги: обшивкой округлили корпус, поставили двигатель от автомобиля. Так штабной вагон превратился в автомотрису.

Сейчас у начальника железной дороги совершенно другая мотриса - на базе электровоза, оборудованная современной связью. И бывший штабной вагончик советского маршала Василия Блюхера встал на вечную стоянку во дворе музея Амурского моста.

Необычные чувства можно испытать и от подъема на сохраненную ферму прежнего моста - экспоната, с которого, собственно, и начался музей. Будете там - не поленитесь совершить этот подъем. Он нетрудный: невысокие, с удобным маршем ступени приятно пружинят под ногами.

И, поверьте, вид, который мы наблюдаем, проезжая мимо по современному мосту, меркнет в сравнении с тем величием, которое открывается со смотровой площадки старинной мостовой фермы. Выигрыш даже не в обозрении окрестностей - они всё те же, а в том, когда смотришь в глубину исторической фермы. Взгляду открывается не просто рельсовый путь, а сама сохраненная бесконечность.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру