Маршрут урезания

Итоги монетизации - банкротство муниципалов, наезд на коммерсантов, обиженные граждане

Муниципальный общественный транспорт Хабаровска банкротится из-за недавней монетизации льгот на проезд и сокращает нерентабельные маршруты. С линии снимают коммерческие автобусы, дублирующие муниципальные, а малоприбыльные направления отдают частным перевозчикам. При этом в городе готовят очередное повышение тарифов на проезд, а ГИБДД регулярно останавливает маршрутки со стоящими пассажирами. И все это напрямую отражается на обычных людях, которые каждый день пользуются общественным транспортом.

Итоги монетизации - банкротство муниципалов, наезд на коммерсантов, обиженные граждане
Многие маршрутки в городе - единственный транспорт, на котором можно добраться в отдаленные районы Хабаровска

Как говорится в официальном сообщении мэрии, сейчас кредиторская задолженность муниципальных транспортных предприятий составляет почти 560 млн рублей. Эта сумма накопилась из-за того, что предприятия в течение многих лет осуществляли перевозку льготников, а средства им в полном объеме не перечислялись. В результате недофинансирование отрасли со стороны федерального и краевого бюджетов, по подсчетам транспортников, составило более 10 млрд рублей.

Начиная с 2009 года, ХПАТП-1 и ХТТУ вели претензионную работу в судах с требованием возместить эти затраты. Удалось вернуть 1,3 млрд рублей. Но этого оказалось недостаточно. Кроме того, на состоянии предприятий сказалась и монетизация льгот, из-за которой ХПАТП-1 потеряло 18% прибыли, ХТТУ - 27%.

Между тем власти уже заявили: в следующем году запланирована покупка новых автобусов. Средства на это уже заложены в городском бюджете. Хотя директор ХПАТ №1 Алексей Деменок в одном из интервью заявил, что с автобусами в городе перебор. По нормативам, на сто тысяч жителей положено сто автобусов. В Хабаровске на 600 тысяч населения - уже 800 автобусов. Получается, около двухсот из них - лишние?

Практически половина из 800 автобусов принадлежит коммерческим перевозчикам, которые готовы прийти на выручку в случае кризиса в МУПах. По словам председателя правления Ассоциации пассажирских перевозчиков Хабаровска Светланы Тремасовой, у частников есть необходимые ресурсы, чтобы обеспечить в городе бесперебойное движение общественного транспорта.

Но некоторые частники переживают, что для выхода из кризисной ситуации в мэрии начнут искусственно притеснять предприятия частных перевозчиков, сокращая их количество на маршрутах. Это, по мнению руководителя ассоциации пассажирских перевозчиков, уже происходит. Так, на прошлой неделе власти расторгали договор с владельцем маловместительных автобусов, работающих на 60-м маршруте, идущем параллельно троллейбусу №1. Предпринимателя Сергея Рябцева эта весть застала врасплох.

- Мы взяли кредиты на развитие предприятия, закупили и выпустили на маршруты новые автобусы, а теперь мне говорят: «Правила игры поменялись, мы не нуждаемся в ваших услугах, - возмущен перевозчик. - Из 12 автобусов с маршрута сняли девять!

- Официальная причина - нарушение предпринимателем условия договора. Дескать, водители возили стоящих пассажиров. Но мы уверены, на самом деле причина в другом. Рискну предположить, что это связано с конкуренцией. Ведь по этому маршруту ходят и муниципальные транспортные средства, - полагает Светлана Тремасова. - В управлении транспорта вообще завили, что, возможно, с 2016 года этот маршрут перестанет существовать.

Впрочем, на хабаровчанах, которые пользуются общественным транспортом, сложившаяся ситуация никак не отразится, полагает и.о. начальника управления транспорта Сергей Суковатый. По линии «Комсомольская площадь - Аэропорт» проходят 25 маршрутов с общим количеством 330 транспортных единиц, - отметил чиновник.

- Если власти видят высокую потребность в транспорте в часы пик в определенных районах, так что пассажирам не хватает транспорта уехать на сидячих местах, нужно изменить расписание на маршруте, добавить автобусы. То есть, пересмотреть варианты организации перевозок, а не принимать репрессивных мер к предпринимателям, - уверена Светлана Тремасова.

О каких репрессиях речь? Буквально на днях в мэрии поделились потрясающей статистикой. Оказывается, по поручению Александра Соколова в Хабаровске представители управления транспорта, Дальневосточного межрегионального управления госавтодорнадзора и ГИБДД провели уже 192 совместных рейда по выявлению владельцев маршрутных автобусов, нарушающих нормы вместимости пассажиров. В ходе проверок выявлено 436 нарушений правил, допущенных водителями автобусов, в том числе и правил перевозки пассажиров в автобусах малой вместимости. Эта комплексная работа, заверяют чиновники, будет продолжена: рейды транспортники намерены проводить минимум дважды в неделю.

Повод для вмешательства в работу маршруток - святой: забота о безопасности, увеличение количества ДТП с участием общественного транспорта и числа пострадавших. Почему же многие горожане и представители СМИ, не один год бившие тревогу по этому поводу, такой внезапной рейдовой активности властей не очень рады? А почему-то, скорее, склонны поверить нерадивым представителям бизнеса...

Тем временем ползучая маршрутная оптимизация началась. Так, уже перестал ходить муниципальный автобус №9 , а малорентабельный маршрут № 27 полностью отдали на обслуживание коммерческим перевозчикам. Изменения постигли маршрут №18. Теперь вместо экспресса, который останавливается лишь на определенных остановках, он стал обычным маршрутом, но с сокращенным временем работы на два с лишним часа. Последний автобус теперь отправляется в рейс в 19.48.

В январе следующего года в Тихоокеанском госуниверситете займутся тщательным исследованием пассажиропотока в Хабаровске. Свои предложения и расчеты эксперты представят мэрии в марте. После этого оптимизация коснется всего общественного транспорта Хабаровска. Очень хочется, чтобы помимо мнения экспертов власти услышали мнения всех других сторон. От этого зависит - сколько будет стоить проезд, как долго мы будем стоять на остановках в ожидании автобуса, и насколько забиты будут эти автобусы проклинающими все и вся людьми...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру