Опасное такси

Хабаровские водители и пассажиры ежедневно экономят на безопасности

Громкое эхо утреннего выстрела в центре города 15 июля до сих пор не стихает в Хабаровске - горожане яростно спорят о том, кто прав, кто виноват, почему таксист сначала решил подвезти двух сильно подвыпивших парней, а затем застрелил своего 23-летнего пассажира. Впрочем, даже не дожидаясь окончательных выводов следствия по нашумевшему делу, а просто полистав криминальную хронику последних лет, можно легко убедиться - в наших такси давно уже небезопасно. Как для пассажиров, так и для таксистов и для всех окружающих. 

Хабаровские водители и пассажиры ежедневно экономят на безопасности

Профессия водителя такси во всем мире считается одной из самых опасных. Порой водители авто с шашечками на борту или их конкуренты-бомбилы становятся жертвами хулиганов, грабителей, да и просто неадекватных пассажиров. Иногда, отправившись за рублем, из поездки можно просто не вернуться.

Так, сразу несколько громких криминальных случаев зафиксировано весной этого года. В начале марта ночью в такси под видом пассажиров подсели два парня, которые попросили отвезти их в поселок Березовка. Прибыв по указанному адресу, злоумышленники под угрозой ножа забрали у таксиста 5 тысяч рублей. Когда же он вырвался из салона, грабители попытались угнать авто, но не справились с управлением и были позднее задержаны.

А в середине марта на весь город прогремело задержание еще двоих хабаровчан, грабивших и убивавших местных таксистов. По словам подозреваемых, зарабатывать на жизнь таким путем они начали весной прошлого года. И сообщили, что они зарезали как минимум четырех человек.

Последним стал таксист фирмы «Везет», тело которого нашли в багажнике его брендированного авто спустя сутки после пропажи. Целью грабителей была иномарка, которую они планировали продать по запчастям. Но машина застряла в сугробе, и ее пришлось бросить вместе с трупом.

В апреле же в районе остановки «Портовая» сотрудники вневедомственной охраны задержали нетрезвого гражданина, который, находясь, в такси, угрожал водителю охотничьим обрезом.

- Да о большинстве таких случае просто никто не знает, наших постоянно кто-то бьет или режет, - соглашается знакомый «бомбила» Вова. - А еще мобильники и выручку крадут, не зевай. Часто попадаются те, кто платить за поездку и не собирался. Я после пары случаев подозрительных ребят просто стараюсь не брать. Но ведь иной раз сходу не разберешь - на кого попадешь, а деньги не лишние. Так что работа здесь не для слабонервных...

И, действительно, каких только кадров не встретишь в такси. Приходится выбирать - дневные пробки или беспокойный ночной контингент.

Впрочем, сами таксисты регулярно попадают в криминальную краевую хронику не только в качестве жертв. Правда, до таких убийственных случаев, как тот что произошел в июле, доходит, к счастью, нечасто. А вот прихватить оставленную сумку или тот же мобильник, опустошить найденную под креслом кредитку - увы, такие сообщения пресс-службы УВД края о частных извозчиках не редкость.

ДТП с участием такси - опять же регулярные хиты Интернета. Так, в апреле портал «Губерния» рассказал о нетрезвом таксисте, который врезался в столб у остановки «Промышленно-экономический техникум». При этом его 42-летний пассажир получил тяжелейшие травмы. Ранее же у остановки «Топографический техникум» полицейские задержали водителя маршрутного такси, лишенного прав.

Кто же отвечает сегодня за безопасность таксиста и его пассажира? Да, по большому счету - никто. Легальные перевозчики долго боролись за принятие так называемого закона о такси, который сделал бы невыгодным работу «бомбил», а также вовсю развернувшихся диспетчерских служб такси, таких как «Максим» и «Везет». Однако закон есть - лучше не стало.

У всех на слуху диспетчерская служба из Курганской области, работавшая с местными автовладельцами по договорам оказания информационных услуг. Формально такие водители не являются сотрудниками таксомоторных компаний, что совсем не мешает им заниматься коммерческими перевозками. Услуги нелегалов стоят гораздо дешевле, так как им не приходится платить налоги в региональный бюджет. В итоге местные транспортные компании остаются на обочине бизнеса, ведь они не в силах бороться с недобросовестной конкуренцией, навязанной бомбилами.

Ну и что, часто слышно от хабаровчан, считающих каждую копейку в кошельке, - раз не могут конкурировать - туда им и дорога, барыгам. Если бомбила меня быстро и дешево (пусть и хотя бы на 20 рублей!) довезет, куда мне надо, то и черт с ней, с безопасностью!

Такой спрос рождает и богатое предложение - в регионе у нас зарегистрировано чуть больше тысячи компаний-перевозчиков, а еще, по разным оценкам, от пяти до десяти тысяч водителей возят нас нелегально. Нелегалы готовы закрывать глаза на правила, на клиента, куда важнее - быстрее скинуть пассажира и подобрать нового.

Прикиньте, если за предоставленное сетевиками авто вы должны ежедневно отдавать дань, к примеру, в размере 1,5 тыс. руб., то в день вы должны сделать не меньше 13 «денежных» поездок. А чтобы (с учетом оплаты бензина и т.п.) выйти в плюс - надо крутиться как белка в колесе по 12-16 часов в сутки! Такая «бомбежка» по дорогам закономерно приводит к ДТП и прочим конфликтам и трагедиям на дорогах Хабаровска.

При этом, важный момент, многие пассажиры не знают или не хотят знать - сетевые диспетчерские службы не несут никакой ответственности за организацию незаконной работы таксистов. Страдают, прежде всего, сами водители, которые решаются заняться частным извозом по причине нужды и безработицы. И пассажиры, которые (взгляните на любой таксистский форум Хабаровска) без конца стенают по поводу вечных опозданий, хамства и опасной работы помятых личностей, порою случайно оказавшихся за рулем прибывшего по вызову авто.

В Хабаровске в 2012-2013 годах за безопасность и права законопослушных граждан - как за баранкой, так и без - вовсю билась «Дальневосточная ассоциация такси». Совместно с краевыми и городскими властями было проведено множество общественных слушаний и заседаний, сказано верных слов, даже принято несколько неплохих решений.

Однако уже к концу 2013 года стало понятно - такси и ныне там, в правовом тумане и бесконтрольности. Кто-то винил в этом судебные органы, которые не поддержали своими решениями правоохранителей, конфисковавших авто у нелегалов, другие обвиняют в общем безволии региональные власти. А ведь те вроде бы и твердят постоянно о борьбе с неформальной занятостью, с налоговыми «теневиками», с криминалом - а справиться с проблемными такси почему-то не могут.

Один из результатов этого, на мой взгляд, очевиден: не видя реальной заинтересованности властей отраслевые транспортные объединения в регионе слабеют и исчезают на глазах. Еще год назад председатель Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей Евгений Шулепов констатировал: «Членом ДВОПП была ассоциация автопассажирских перевозчиков Хабаровска. Инициативно работала. Затем развалилась. В составе нашего объединения уже четыре года находится ассоциация дальневосточного такси, на всю страну поднявшая вопрос о таксистах-бомбилах. Вместе мы добились принятия федерального закона 69-ФЗ. Рассыпается и эта организация...»

На днях я повидался с Валерием Ломакиным, директором одного из немногих в Хабаровске «правильных», как он говорит, предприятий такси.

- Сейчас в городе осталось всего три-четыре законопослушных таксомотора. Многие за последние годы не выдержали, подались под крышу диспетчеров-сетевиков, - рассказывает Валерий Владимирович. - Мне, кстати, тоже предлагали пару раз. Но я капитулировать не собираюсь! Мне это дело нравится, я сам здесь работал таксистом еще в советские времена, и сейчас будем работать до последнего.

Как выяснилось, рецепт выживания этого таксопарка мотора внешне прост. Водители здесь проходят обязательный медосмотр, машины - техосмотр, в каждом такси установлен счетчик, есть кондиционер и бесплатный вай-фай. Претензии здесь есть куда направить, а опоздания рассматривают просто как ЧП. Да, услуги здесь дороже, чем у тех же «максимовцев». Однако за те неполные шесть лет работы у компании Ломакина сформировался свой клиент, который готов платить за комфорт и определенный уровень безопасности для себя и своих детей.

Это дорогого стоит, или я не прав?

Между тем

В Общественной палате РФ в конце июля обсудили проблемы таксомоторных компаний и новый законопроект, который призван регулировать их деятельность.

По мнению общественников, закон не решает главную проблему - работу так называемых диспетчерских служб. Документ не до конца определяет полномочия между участниками рынка, местными и федеральными властями. По их мнению, надо разработать единые правовые акты для работы такси.

Но закон все же вводит ответственность за оказание некачественных услуг диспетчерскими службами. В частности, за подключение нелегалов. Например, в Европе за это компании могут получить штраф до 300 тыс. евро, а руководители - даже сесть в тюрьму. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру