Паром или мост

Перспективы соединения Сахалина и материка по-прежнему туманны

Скандальная ситуация в Ванино, где пришлось привлекать военный корабль, чтобы переправить на Сахалин больше тысячи застрявших там пассажиров, вновь привлекла внимание к острой проблеме транспортного сообщения острова и материка. Перспективу ее разрешения видят в строительстве мостового перехода на Сахалин. Но вот парадокс: вице-премьер РФ Юрий Трутнев уже поручил решить вопрос обновления паромного флота типа «Сахалин», что ставит под сомнение строительство перехода в ближайшей перспективе.

Перспективы соединения Сахалина и материка по-прежнему туманны

Напомним, железнодорожная линия Селихин (Хабаровский край) - Ныш (Сахалин) протяженностью 585 км вместе с сухопутным переходом, который соединит оба берега пролива Невельского, должна связать БАМ и далее Транссиб с островной магистралью. Тем самым будет обеспечена устойчивая транспортная связь с островом.

Паромы, обслуживающие переправу Ванино - Холмск (сегодня перевозят порядка 1 млн т грузов в год), стареют, кроме того, их выход в море зависит от капризов погоды. Из-за штормов паромная линия только с января по апрель может стоять до 30 дней, что несет проблемы не только пассажирам. «Например, перебои поставок муки и комбикормов для предприятий сельского хозяйства нередко создавали угрозу остановки хлебопекарного производства в области и приводили к снижению продуктивности скота и птицы», - подчеркнули в Сахалинской облдуме.

Еще в конце 2013 года группа отечественных транспортных институтов разработала проект техзадания на строительство железной дороги Селихин - Ныш. Как рассказал заместитель гендиректора ОАО «Институт экономики и развития транспорта» Сергей Шарапов, подсчитано, что с появлением перехода материк-остров, который ускорит экономическое развитие Хабаровского края и Сахалинской области, перевозки могут возрасти через 15 лет почти в десять раз - до 9,2 млн т в год.

Если же Сахалин будет соединен и с Хоккайдо, возникнет трансконтинентальный коридор Япония - Россия - ЕС, что обеспечит дополнительный приток грузов, главным образом контейнеров, и окупит проект. В этом случае перевозки увеличатся до 33 млн т к 2030 году.

Член комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максим Шингаркин отметил, что для столь масштабной стройки (стоимость линии Селихин - Ныш оценивается в 386-387 млрд руб. в ценах 2013 года, а дисконтированный срок окупаемости - 33,5 года) должны быть точные экономические расчеты. Пока не ясен и круг участников проекта, хотя возможна форма концессии.

«Потенциальный концессионер должен быть действительно готов рисковать капиталом, инвестируя в будущее с целью перевозить груз, скажем, из Японии до Вены. При этом если будут заявлены инвестсредства, а эта заявленная потребность будет гарантирована, если это в совокупности позволит, в том числе, добавить госсредства, и если, наконец, дебет с кредитом в этой сложной схеме сойдется, тогда можно говорить, что мы имеем экономические основания, чтобы затеять строительство», - считает Шингаркин.

Есть и внешнеэкономические риски. По словам генсекретаря Координационного совета по Транссибирским перевозкам Геннадия Бессонова, перевозки между Японией и Россией оживились. За 2014 год между странами перевезено 73,8 тыс. TEU (контейнеров в 20-футовом исчислении) против 64,7 тыс. TEU в 2013-м. Но последние политические события вызвали снижение импорта из Японии.

Железнодорожники считают, что надо изучить влияние на перспективный грузопоток альтернативных транспортных коридоров, в первую очередь китайского Шелкового и арктического Северного пути. Научным институтам необходимо актуализировать грузовую базу с учетом различных рисков. Во-вторых, требуются гидрометеорологические и гидрогеологические исследования. 

В ближайшее время на Сахалине намечено провести совещание о судьбе перехода материк-мост с экспертным сообществом. Планируется привлечь к вопросу региональные власти и полпредство в ДФО. Гендиректор Института экономики и развития транспорта Федор Пехтерев уточнил: по поручению вице-премьера РФ Юрия Трутнева решено ускорить вопрос обновления паромного флота.

2 июля дума Сахалинской области обратилась премьеру Дмитрию Медведеву - о выделении на эти цели средств из госбюджета (в рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года»). По информации депутатов, предусмотренных ранее 5,5 млрд руб. на постройку двух новых паромов сейчас хватит лишь для одного.

Бывший начальник Сахалинской железной дороги Анатолий Васильев убежден: альтернативы сухопутному переходу нет. «За сто лет (расчетный срок эксплуатации сооружения - Авт.) придется три раза по десять паромов поменять. И хорошей экономики мы все равно не добьемся». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру