- Наши дети сейчас живут в условиях информационной социализации, - говорит Александр Кондаков. - Образование в таком обществе должно быть дифференцированным, вариативным и персонализированным.
По его словам, необходимо, чтобы образование стремилось к демассификации - отмене единообразного обучения (термин американского философа, социолога и футуролога, одного из авторов концепции постиндустриального общества Элвина Тоффлера).
- Тогда ребенок даже в начальной школе, - считает Александр Кондаков, - сможет посещать те уроки, которые ему больше подходят.
Между прочим, именно в Хабаровском краевом центре образования для ребят созданы подобные условия.
- Мы постепенно переходим к новым стандартам, которые предполагают возможность использовать индивидуальные учебные траектории для каждого ребенка, - подтвердила министр образования и науки Хабаровского края Алла Кузнецова. - Наша задача заключается в том, чтобы внедрить этот опыт повсеместно. Понимание того, что каждый подросток уникален, должно стать нормой. Уход от массового «конвейерного» образовательного процесса требует новых решений и переподготовки педагогов. Этому сейчас уделяется большое внимание.
Так, в Хабаровском краевом центре образования каждый школьник при помощи тьютора (классный руководитель по британской модели интернатного типа) продумывает собственный маршрут обучения. Для ребят составляются личные расписания занятий. Ребенок может обучаться в пятом классе, но при этом осваивать одну из дисциплин на уровне шестого. Еще он вправе выбрать для себя уровень сложности, к примеру, математики - базовый или углубленный. Это один из примеров персонализированного подхода ко всем ученикам.
Хорошо это или плохо - использование иностранных моделей обучения?
У нас в обществе все больше склоняются к возвращению советской модели школы. Подобный сценарий кстати, рассматривается и в «Стратегии-2020», но как реставрационный, предполагающий отмену ЕГЭ, ограничение вариативности учебников и образовательных программ, остановку институциональных реформ, отказ от профильного обучения на старшей ступени школы в пользу унифицированного образования. т.е. массификация, если говорить по-американски.
Соруководитель экспертной группы «Новая школа» Анатолий Каспржак говорит: «Чтобы вернуть советскую школу, надо вернуть советское общество, а это невозможно». Правда, партийное руководство КПСС у нас сохранилось и возглавило власть на местах, а советское общество как было, так и есть.