Памятник Пушкину в Хабаровске - дело рук военнопленного японца

Кто сделал известный памятник русского классика в краевой столице?

 В день рождения поэта, 6 июня 1990 года, 24 года назад, в Хабаровске состоялось открытие обновленного памятника Александру Сергеевичу Пушкину, что стоит около Дальневосточного гуманитарного университета (ДВГГУ). Но кто делал скульптуру Пушкина и как вообще этот памятник появился в Хабаровске? (См. первую часть)

Кто сделал известный памятник русского классика в краевой столице?
Скульптор Владимир Бабуров выдвинул новую версию о создании памятника Пушкину японским военнопленным.

 Версия о том, что памятник русскому поэту-классику Пушкину (1799-1837) в Хабаровске сотворил в 1949 году военнопленный японец, ходит среди краеведов вот уже больше полугода. О ней стараются не распространяться. Но почему?

Оказывается, автор-скульптор памятника до сих пор точно не известен и за полвека его так и не смогли установить, как не известен и год создания каменного Пушкина (ведь первоначально он был отлит из бетона!). Все только предположительно.

Якобы это копия одной из конкурсных моделей знаменитого дореволюционного и советского скульптора Александра Опекушина (1838-1923). Похожая из них скульптура даже стоит в усадьбе «Остафьево» недалеко от Москвы (она, кстати и опубликована в журнале ЦК ВЛКСМ «Смена» №9 за 1936 год, посвященным полностью Пушкину)...

Кто же на самом деле изготовил эту прекрасную скульптуру в Хабаровске? И вообще, как появились три одинаковых памятника Пушкину - в Махачкале, в Калинине (Твери) и в Хабаровске, и какую шутку сыграла фото-открытка Ростовского областного управления культуры с видами Махачкалы, где на первом плане - памятник Пушкину.

Да и мог ли пленный скульптор, выпускник Токийской школы изящных искусств (ныне это Токийский университет искусств), работавший на строительстве общежития пединститута в конце 40-х сделать русского Пушкина, скопировав его по фото?

Столько вопросов возникло у нас, когда мы только услышали версию «японского Пушкина». И стали искать...

Пушкин наш!

Памятник Пушкину стоит около ДВГГУ в Хабаровске.
Классической версии «нашего Пушкина» придерживается ответственный секретарь Хабаровского краевого отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Тамара Бессолицына. По ее версии, памятник Пушкину из бетона в полный рост был заказан в Москве назначенным весной 1935 года первым директором Хабаровского педагогического института Василием Вишняковым, и прибыл в Хабаровск в 1936-37-м, как конструктор, по частям, в ящиках.

- Вишняков был не только умелым организатором, создателем нового вуза, но и большим знатоком пушкинской поэзии, - говорит Тамара Бессолицына. - О заказе памятника Пушкину свидетельствовали первые преподаватели института - Моисей Штейн и Евгений Желтоухов (с 50-го директор пединститута, папа народного артиста России Игоря Желтоухова. - Ред.). И вроде даже заказанная скульптура в больших ящиках была доставлена из художественных краснопресненских мастерских Москвы в Хабаровск. Но дальше дело застопорилось.

Надо заметить, что открытие пединститута планировали в 1937 году, это было как раз 100-летие со дня гибели А.С. Пушкина. И даже называться он должен был Пушкинским. Но лишь в 1938 году объявили первый набор в вуз. Студентам приходилось и учиться, и принимать участие в строительстве. В этом же году произошла смена директора, институт возглавил Петр Кирьянов, а Василий Вишняков был переведен в Наркомпрос РСФСР.

Не удалось установить памятник и в год 140-летия со дня рождения поэта, в 1939-м. Продолжалось строительство института, его корпусов, общежития, работы было непочатый край. А когда началась Великая Отечественная война, строительство института вообще было приостановлено. И только в 1949 году, когда стали расчищать складские помещения, тут якобы и обнаружили те самые ящики со скульптурой Пушкина.

Впрочем, свидетелей этому нет! А узнали об этом в ВООПИиК из рассказа краеведа-историка, экс-декана исторического факультета пединститута, бывшей заведующей кафедрой истории СССР, с 1992 по 2007 гг. первого директора институтского музея Нины Авдеевой (1923-2009). К сожалению, и ее теперь нет...

Уже в 80-е годы общество охраны памятников подало заявку в центральную строительную лабораторию «Главдальстроя» на обследование состояния ряда памятников Хабаровска, в том числе в списке значился и памятник Александру Пушкину около Хабаровского педагогического института. И получили заключение - износ памятника Пушкину - 100%.

Хабаровские скульпторы не принимали идею реставрации существующего памятника Пушкину, не усмотрев в нем художественной ценности. А местный скульптор Юрий Кукуев (1945-2006) предложил свой проект Пушкину, совершенно в другой форме, с огромной музой с позолоченными крыльями. И даже сделал макет!

Этот проект тоже можно увидеть, нам его любезно предоставила нынешний директор университетского музея Татьяна Садовая.

В 1986 году хабаровская общественница Антонина Дмитриева (1914-1999), которая почти каждое лето отправлялась в поездки по историческим местам России, узнав о проблеме с памятником Пушкину, остановилась на несколько дней в Москве. Она посетила Академию художеств СССР, сектор монументального искусства. Нашла сведущих людей, показала им фотографии «нашего Пушкина».

Она еще путешествовала, а в хабаровское общество охраны памятников уже пришло письмо: «Скульптурный монумент является профессиональной интересной работой советского скульптора 1930-х годов. И представляет, несомненно историко-художественную ценность, как один из ранних примеров увековечивания памяти поэта...».

- Тогда и было высказано предположение об одном из вариантов работы знаменитого дореволюционного и советского скульптора, академика Александра Опекушина, - продолжает Тамара Бессолицына.

Из истории создания опекушинского Пушкина известно, что в 1872, 1875 годах объявлялись конкурсы, где в первом случае было представлено на рассмотрение 15 проектов, в другом 19. Конкурсы проходили без раскрытия имен создателей. Опекушинского Пушкина установили в Москве 6 июня 1880 года, а сам автор-скульптор дожил до 1923 года. И, как считает Тамара Бессолицына, со своими гипсовыми копиями он не расставался, а может даже передал их советским мастерам.

Отсюда и появилась версия, что «наш Пушкин» - это копия одного из вариантов конкурсной модели Опекушина, из которой в Советском Союзе и наделали копий, отправив их по всей стране в 1936-м году по частям, как конструктор...

И действительно, одинаковых памятников Пушкину с книгой в руках, которой он опирается в ногу - три! В 1936-37-м их поставили в Махачкале и в Калинине (Твери). В Хабаровске, правда, если верить традиционной версии, о пришедшем в 1937-м в деталях Пушкине - забыли аж до 1949 года. И только потом нашли и собрали. Или это был совсем не тот поэт?

Не наш Пушкин

Революционную версию о «не нашем Пушкине», точнее не нашем скульпторе, который отлил памятник нашему Пушкину рассказал хабаровский скульптор Владимир Бабуров.

Когда мы встретились для более детального и обстоятельного разговора, то знали о возможных нестыковках двух версий. Поэтому поведем разговор с Владимиром Бабуровым, который мы сразу дополняли при встрече, и мастер соглашался.

- В 1972 году я был руководителем дипломной работы на художественно-графическом факультете (деканом был Юрий Козовский) в Хабаровском пединституте - ХГПИ, - говорит Владимир Бабуров. - И три дипломника - студенты Вилков, Ванаков и Кабин, которым ректорат поручил «облагородить» памятник Пушкину (на тот момент он стоял на постаменте, сложенном из кирпича и побеленный известкой, посреди цветочной клумбы) взялись за работу. Уточню, стоял памятник на этом же самом месте, возле входа в институт, может быть на метр - полтора чуть глубже от парадного прохода.

Дипломная работа предполагает пояснительную записку, где должен быть указан автор скульптуры, которую предполагают реконструировать. Ребята стали узнавать: сначала в институте - никто не знает, потом в обществе охраны памятников - на учете не стоит, фактически, нет такого памятника. Откуда он взялся - никто не знает.

Тем временем, студенты копали под новый постамент опалубку. И мимо проходил один мужик-работяга, который у них спросил: «А вы знаете, кто этот памятник сделал?» Студенты промолчали. А он продолжил: «Его сделал один японец сразу после войны, в 1949 году! Я работал здесь, на стройке общежития пединститута, строили которое как раз военнопленные из Японии. И один японец вызвался сделать сам этот памятник...».

Форму памятника он сделал из глины (ведь гипс был в дефиците, не достать его просто так даже сейчас!), который потом облепил бумагой. Потом глину выбил и получилось папье-маше - формовка из бумаги. Потом выкопал яму, ее укрепил досками, и форму из бумаги засыпал землей, чтобы не раздуло, а внутрь залил бетон. Так и получился памятник Пушкину!

Мужик тот сказал, что японец лепил скульптуру Пушкина с фотографии, опубликованной в журнале «Огонёк». Поэтому и родилась версия, более поздняя, что это якобы модель памятника скульптора Опекушина. (Заметим, пока в журнале «Огонёк», ни за 1937-й памятный, ни за 1949-й юбилейный, посвященных полностью Пушкину, никаких похожих фото мы не нашли, зато есть фото-открытка тиражом в 5 тыс. экз. Ростовского областного управления культуры с видами Махачкалы, где на первом плане - памятник Пушкину. - Авт.).

Так вот, этот же незнакомец студентам рассказал, что сначала японец вылепил Пушкина трехметрового роста и предложил поставить на ул. Карла Маркса в Хабаровске, посреди проезжей части, чтобы его по кругу объезжали машины. И уже хотели ставить, но «начальство запретило». Тогда, в 1949 году, он слепил меньшего размера Пушкина. А это говорит тоже о профессионализме автора, который чувствовал пространство, и соразмерно ему делал памятник. Ведь, к примеру, если нынешнего Пушкина поставить на открытое место, к примеру, посреди площади, то он будет как гвоздик маленький.

Тогдашний памятник Пушкину, который был из бетона (а в 1990 году он был отреставрирован, по технологии выколотки - дифовкой - это один из способов холодной обработки металла - из листовой меди сделан скульпторами Надеждой Ивлевой и Сергеем Николиным (1925-2003) в Комсомольске-на-Амуре) был вполне профессионален, в смысле затеи. Но в 1972 году, когда его осматривали, бетон пришел в ветхость, были постоянные реставрации, и он потерял первоначальный вид.

В том же 1972-м, когда у памятника меняли постамент, и поднимали скульптуру краном, то одна из строп ударила по верхней части и отколола голову Пушкину...

Восстанавливать ее поручили первокурснику заочного отделения худграфа пединститута, но тогда уже профессионалу - Эдуарду Барсегову (ныне он заслуженный художник РФ, автор монументальных памятников в Приморье и на Дальнем Востоке, заведующий кафедрой культурологии и искусствоведения Школы искусства, культуры и спорта ДВФУ - бывш. ДВГТУ во Владивостоке). Ясно, что памятник к 1986-м году был в неприглядном виде...

Понятно и то, что в 1949-м году упоминать об авторе-японце памятника Пушкину, начальство могло запретить. Да и кто был этот скульптор - враг, военнопленный.

К примеру, известно, что стоявших львов около входа в парк ЦПКО в Хабаровске тоже сделали военнопленные японцы. Это подтвердил краевед Юрий Ефименко. Но кто об этом еще знает?

Предположим, что именно тогда и родилась версия, что якобы этого Пушкина из бетона в полный рост привезли по частям из Москвы еще в 1937 году, и заказан он был первым ректором пединститута Василием Вишняковым. Но из-за разных неурядиц, установлен только в 1950-м, через год после того, как его нашли в одной из подсобок института. Причем нашли военнопленные японцы, при строительстве общежития!

- Но в советское время, только садово-парковые скульптуры привозили отдельно, по частями, - утверждает Владимир Бабуров. - Такой большой памятник, как Пушкину, не могли тиражировать и рассылать по краям и весям разборными частями.

Они просто были бы неподъемными и требовали специальной техники, сложной транспортировки. А ящик, что нашли - это скорее всего была как раз часть опалубки для литья в яме скульптуры.

- А я помню беседку последнего императора Китая - государства Маньчжоу-Го Пу И (1906-1967), которая стояла в лагере №2045 для высших чинов командования Квантунской армии. Ее было видно из окон пединститута, - еще одно откровение от Владимира Бабурова. - По-соседству, здесь как раз и был хабаровский 45-й лагерь, где и находился в плену Пу И с младшим братом Пу Цзе. Они же посадили перед зданием три березки: Пу И, Пу Цзе и императрица Вань Жун. Эти деревья выросли и стали большими.

В этом здании ныне находится городская поликлиника №3, что на ул. Дикопольцева, 34 по соседству с ДВГГУ (ранее, адрес того дома значился как ул. Саперная, 27). При реконструкции поликлиники, деревья зачем-то спилили, а беседку снесли еще раньше, в 1965-м. Хорошо хоть памятник Пушкину не тронули. А ведь тронули бы, если узнали, кто его сделал?!

Копирайт

Фото-открытка. Махачкала.
Что касается аналогичных копий Пушкину, одна из них действительно до сих пор стоит в Махачкале (во дворе Музея-заповедника - этнографического комплекса «Дагестанский аул», на проспекте Гамзатова, 12-б, бывшая ул. Ленина, где ранее располагалась Республиканская юношеская библиотека им. А.С. Пушкина), то точной даты у памятника нет, как не известен и скульптор. Предположительно, его изготовили в 1936 году.

В это же время, такой же бетонный памятник появился в Твери (тогда Калинин, город так назывался с 1931-1990 гг.). Установлен Пушкин был 1937-м или 1938-м году, вероятно, к годовщине смерти поэта. Памятник в полный рост появился в Калинине возле бывшей кирхи (лютеранской церкви), а площадь получила название Пушкинской. В 1942-м монумент был разрушен, но уже в 1949-м году его восстановили. В 1960-х, на месте кирхи, был выстроен обком КПСС, и памятник, как мешавший строительству, разбили. Тогда же площадь утратила название Пушкинской. Скульптор калининского Пушкина тоже остался неизвестным.

По словам Владимира Бабуров, памятник Пушкину в Махачкале, что напечатан на открытке, «такой же как в Хабаровске, но не такой».

- Он отличается в соразмерности, в пропорции, - продолжает Бабуров. - Это только доказывает, что прототип этого памятника, возможно и махачкалинского, скульптор увидел в печати.

Кстати, калининский Пушкин тоже публиковался. В номере единственной в то время областной газеты «Пролетарская правда» за 4 июня 1949 года была помещена фотография монумента, с подписью: «Преподаватель литературы А.Д. Баранцев беседует с группой учащихся 16-й средней женской школы у памятника А.С. Пушкину на площади имени поэта в городе Калинине».

Получается памятник Пушкину в Хабаровске просто скопировали.

Мы выяснили, что в плену в Хабаровске в конце 40-х работал на стройке общежития (ныне это 3-й учебный корпус, по данным бухучета здание было сдано в эксплуатацию в 1955 году, о дате начала строительства информации нет, но по всей вероятности эта дата приходится на 1949 год) скульптор, выпускник Токийской школы изящных искусств (с 1949 года и по настоящее время Токийский университет искусств - Tokyo University of the Arts). И об этом даже уведомили письмом Генерального консула Японии в Хабаровске Ногучи Хидэаки.

- Я помню, как мы стояли со скульптором Надеждой Ивлевой у старого памятника Пушкину, и она стала придираться, что это, якобы, непрофессиональная работа, - вспоминает Владимир Бабуров. - Вот, нога не так слеплена, не та пластика, экспозиция. Хотя понятно, что памятник был уже «загажен» многолетними наслоениями, тех кто его подмазывал, подкрашивал. И конечно, первоначальная авторская пластика была уже утрачена.

И продолжает: Как я понял, Ивлева дала понять, что при реставрации, будет лепить скульптуру со своим пониманием пластики, при сохранении позы. Поэтому сейчас сравнивать даже с тем памятником-двойником, что стоит в Махачкале, нельзя, как и с бетонным в Хабаровске до 1990 года. Сейчас перед университетом стоит памятник версии Ивлевой. И никакого полного совпадения быть не может! А автор-скульптор нашего Пушкина - японский-военнопленный. Иные версии не выдерживают критики.

Теперь дело за Генконсульством Японии в Хабаровске - назвать имя этого военнопленного. И тогда наше историческое расследование будет завершено, а истина - восстановлена.

Кстати

Памятники поэту Александру Сергеевичу Пушкину установлены в разных городах мира. Их общее количество превышает 190 монументов. Но в Дагестане есть еще природный памятник поэту под названием Пушкин-Тау (Избергтау) - гора в окрестностях города Избербаш. Это сочетание множества скал, которые заходят друг за друга, и только с одного определенного места отчетливо просматривается профиль Пушкина. По поводу возникновения этого «чуда» в Дагестане ходит много легенд, но самая распространенная - когда Пушкин в 1837 году был застрелен Дантесом, произошло землетрясение и, отломившаяся часть скалы создала профиль поэта.

Комментарий

Марина Кузьмина, историк, Комсомольск-на-Амуре:

- Интересный материал. Еще одно доказательство, что история неисчерпаема и непредсказуема. Есть у меня фотография памятника Пушкину у института 1957 года. Видно, что скульптура из бетона. Мне ближе версия Бабурова про японского умельца. Вот если бы скульптуру обнаружили ранее 1945 года или позже 1949 года, то про японцев не было и речи. Но «находка» совпала с пребыванием японских военнопленных в городе.

Те, кто считает скульптуру Пушкина «нашей», могут доказать это, найдя в газетах того времени информацию о заказе скульптуры или доставке ее в Хабаровск.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру