Хабаровский музей с привидением

В музее работают люди серьезные - ученые, в большинстве своем - занятые. Им не до мира неведомого

 Еще не один музей в России (в мире такие случаи были!) официально не заявлял, что в его стенах живет привидение. Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова - первый! И когда же оно там появилось?

В музее работают люди серьезные - ученые, в большинстве своем - занятые. Им не до мира неведомого
Привидения - одна из достопримечательностей Англии. Там даже есть знаки.

 - Оно не поселилось. Оно живет здесь всегда, вот уже скоро 120 лет! В следующем году ждем поздравления, - заявил директор музея Николай Рубан.

- А привидение это Арсеньева или быть может барона Корфа?

- Вы очень примитивны в понимании этого термина, - продолжает Николай Рубан. - Приведение от слова «привиделось». Экспозиция музейная, если она талантлива сделана, заставляет посетителей думать, размышлять - «привидеть»...

Вообще-то в классическом понимании - привидение - это что-то неопределенное, необъяснимое. Привидение. Легкое, воздушное. Прошлое, которое случайно попало в настоящее и мечется в поисках выхода. А может с любопытством смотрит как мы живем, как существуем. Интересно, кто видел, кто знает то приведение, которое в полночь своим движением заставляет срабатывать сигнализацию в Хабаровском краевом музее им. Н.И. Гродекова?

Об этом случае сегодня вспоминают не охотно. Это и понятно. В музее работают люди серьезные - ученые, в большинстве своем - занятые. Им не до мира неведомого. Вот и наш вопрос насчет привидений, адресованный несколько лет назад Анне Пономаревой, тогда заместителю директора музея по научной части вызвал улыбку. «Не верю я в это! Не верю! Верю в науку, математику, физику, вот и все. Нас учили, что мир живой и неживой природы состоит из атомов химических элементов. С потусторонним миром еще не встречалась».

А мы уже поверили в привидение, и никто нас не мог разубедить в этом. Тогда мы пошли искать призраков сами. Ведь кто-то ночью по музею все-таки ходит? Как объяснить, что даже чуткая на всякие человеческие уловки сигнализации, что прокалывает каждый закуток музея лазерным лучом, иногда срабатывает?

Вот он. Днем безмолвный, а ночью беспокойный зал музея старого корпуса, где экспозиция «Культура коренных народов». Здесь происходит что-то необъяснимое.

- Вы не боитесь находиться в этом зале? - спрашивали мы у смотрительницы.

- А кого бояться? Я не знаю. Бывает иногда что-то скрипнет, завалятся к примеру ножны друг на друга ил копь упадет. Вещи то старинные, с богатой историей, собирались со дня основания музея, с 1894 года. Иногда с трагической судьбой. - Правда, сидеть долго в зале не могу. Как будто что-то давит. Шаман с Нижнего Амура мне так посоветовал: ты скажи духам «я вас люблю!», они тревожить и не будут. Совет шамана не раз выручал. От видений. А может от привидений…

Есть в зале этнографии фрагмент священного дерева удэгейского шамана под названием «тэсун» - пристанище духов, которое в 1911 году с реки Нахтоху привез Владимир Арсеньев, в ту пору, директор краеведческого музея. А рядом, у подножья дерева стоят деревянные фигурки идолов (сэвэны), которые очень почитаемы у коренных жителей Амура.

- Удэгейский комплекс шамана, который у нас представлен в экспозиции, в былые времена был призван защищать племя от злых духов, - рассказывала тогда старший научный сотрудник, ныне заместитель генерального директора музея по научной работе Татьяна Мельникова. - По преданию, именно на этом шаманском столбе селились духи (сэвэны), там они и отдыхали. Так вот, в один прекрасный день, к нам в музей пришел пожилой человек - шаман и спросил: ну как, по ночам духи шумят? Мы не знали что ответить. Охранники слышали какие-то шорохи. Но ведь всякое может померещиться.

Тогда незнакомец и провел в зале этнографии камлание, это такое специальное ритуально-сакральное действо, когда устанавливается контакт с духами. Мы слышали, как обращаясь к вещам, выставленным в экспозиции, он сказал: «вот это будет ваш дом, здесь и живите». Нам он рассказал, что духи, которые не могли обрести спокойствие, отныне будут жить на шаманском дереве. И еще посоветовал: рядом с сэвэнами ставить маленькую пиалу с водкой. Мол, духи тогда и буянить не будут.

- И вы выполнили его рекомендации?

- Вы знаете, не всегда удается водку наливать. Есть одна особенность: если водка в пиале будет долго стоять, то опять же по преданию, в нее вселяются черти, и вот тогда, случится настоящий бунт вещей и духов. А кто же будет выпивать водку? Вот и не наливаем. Разве что в санитарный день, да по великим праздникам, когда наши сотрудники вспомнят, что надо немножко плеснуть, успокоить амурских духов…

Эксперты мира неведомого утверждают, что раз у деревянных фигурок есть глаза, то значит, в них живут духи. И поэтому удивительный случай, происшедший в краеведческом музее, когда исчез, а потом также неожиданно появился самый большой сэвэн в экспозиции «Дым-Яга-Тыэнку», многие решили не обнародовать. А между тем, тот сэвэн, это помощник шамана удэхе второй половины XIX века, согласно легендам, самый страшный тигр (он с крыльями, а на спине вырезаны змеи - модули), может летать и плавать.

Татьяна Мельникова рассказывала и еще один странный случай, произошедший в музее, на который пока не нашли объяснений не только ученые, но и милиция, технические эксперты.

В зале, где представлены дореволюционные экспонаты позапрошлого века, стоит сигнализация, реагирующая на движения человека. Лазерные лучи сигнализации настроены так, чтобы обнаруживать объекты только большой величины, и не бить тревогу, когда прошмыгнет мышка или кошка. Так вот одно время в полночь та сигнализация стала срабатывать. Давать сигнал, что по залу кто-то движется. Вызывали тогда милицию, техников. Зал был полностью осмотрен, никто не обнаружен. Сигнализация признана исправной. А в следующую ночь все повторялось…

- А у вас сегодня ночью гулянье было! - такими словами с порога ранним утром встретили охранники директора Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова - Николая Рубана. - Что-то все время падало, скрежетало, ухало.

- …Пропало-то что? - удивленно спрашивал Николай Иванович.

- Нет, никого там не обнаружили. Все экспонаты в целостности и сохранности. Не иначе как привидение опять шалило…

Служители говорят, что сам Владимир Клавдиевич Арсеньев, ученый и писатель, гуляет по музейным залам. Он ведь в течение десяти лет (с 1910 по 1918 и с 1924 по 1926 годы) был директором краеведческого музея. Теперь вот обходит владенья свои.

- Ну а сами то верите в привидения? - спрашивали мы у Татьяны Мельниковой. Что на этот вопрос наука говорит?

- Я считаю, что в любом музее должна быть некая тайна, привидение, сгусток энергии. Так сказать музейный дух. У нас ведь много экспонатов культовых, несущих на себе ауру хозяина, память слов, вековых молитв. А почему бы этой информации иногда не вырываться наружу? Вот отсюда и привидения в музее. Кто их видел?

Кстати

Музей, в переводе с греческого (museion) - храм муз, призван сохранять для потомков, изучать и популяризировать в обществе историю и культуру минувших дней.

Визитная карточка

Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова, старейшее культурное учреждение Дальнего Востока, основан в 1894 году по инициативе Русского географического общества. В 2014 году ему исполнится 120 лет. В создании музея и комплектовании его фондов принимали участие видные ученые-краеведы Шимкевич, Билибин, Лукс, Десулави. В течение десяти лет директором музея был Владимир Клавдиевич Арсеньев (29.08.1872-4.09.1930) - известный исследователь, этнограф, ученый и писатель-краевед.

В 1900 году музей принял участие во Всемирной выставке в Париже и получил диплом и золотую медаль за этнографические экспонаты.

В 2008 г. в новом корпусе открылись экспозиции Музея Амура и Детского музея, оснащённые новейшими мультимедийными средствами. Помимо экспозиций, здесь оборудованы новое фондохранилища, выставочные залы и мастерские.

С 2009 по 2012 гг. в музее было открыто 74 новых выставки. Музей стал лауреатом Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский», победителем IV Всероссийского фестиваля «Созвездие мужества».

Сегодня музей обладает материально-технической базой, позволяющей ему использовать в своей деятельности современные технологии. Продолжается работа по созданию полнопрофильной музейной экспозиции, которая отразит природные особенности, историю и культуру Хабаровского края. Как научно-методический центр Гродековский музей оказывает постоянную поддержку муниципальным и ведомственным музеям края.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру