- В прошлом году мы посчитали, что один пассажир льготной категории граждан - имеющий бесплатный проезд в муниципальном транспорте, в месяц совершает примерно 51 поездку, - пояснил председатель профкома МУП «Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие №1» Василий Остапенко. - А компенсируют нам из бюджета за того же льготника всего 32 поездки. В итоге, недофинансирование хабаровских автопарков в год составляет 200 млн рублей. Эта та сумма, которую приходится компенсировать из наших доходов. А это ведет нас к банкротству.
Так же Василий Остапенко показал письмо за подписью министра социальной защиты Хабаровского края Николая Цилюрика, в котором указано, что стоимость единого социального проездного билета, который получают льготники для бесплатного проезда в Хабаровске, устанавливает губернатор, и по этому билету количество поездок в месяц не ограничено.
- Получается, льготный пассажир может ездить без всяких ограничений хоть тысячу раз, а платить за него из этой тысячи краевое правительство готово лишь за 32 поездки! - возмущался Василий Остапенко.
По его словам, из-за недофинансирования, предприятия вовремя не могут обновить автобусный парк, который очень старый (последний раз массовая закупка автобусов из Южной Кореи марки «Daewoo» была в 1998 году, а трампарк и троллейбусный парк - вообще обновляется по несколько машин в год), идет постоянная текучесть кадров: только за год из автопарка №1 уволилось 150 водителей, 194 кондуктора и 34 специалиста, ремонтирующих подвижной состав. А средняя заработная плата в пассажирских автопредприятиях составляет 26 тыс. рублей, при средней по городу - больше 40 тыс. рублей.
- Мы нигде не ставим вопрос о повышении стоимости проезда в муниципальном транспорте (сейчас билет стоит 15 руб.), мы считаем, что делать этого не надо, - сказала председатель Хабаровской краевой организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Светлана Мельникова. - Мы требуем установить справедливую и реальную стоимость единого социального проездного билета, чтобы льготников возили не за наш счет, а за счет бюджета, как это и положено. Это входит в обязанности краевой власти.
На пикете приводили примеры, как в соседних регионах ездят льготники. В Биробиджане (ЕАО) у каждого льготника есть электронные карты, также они пользуются специальными талонами, которые дают кондуктору в автобусе в обмен на билет. И по количеству талонов, областное правительство компенсирует автотранспортникам их расходы за оказанные услуги. Во Владивостоке (Приморский край) льготы уже давно монетизировали (выплачивают к пенсии 450 руб.), и кроме трамваем и троллейбусов, муниципального транспорта больше нет.
- В целом проблема до конца не понятна, но известна, - сказал заместитель министра промышленности и транспорта Хабаровского края - начальник управления промышленности, технологий и научно-технических программ Виктор Потапов. И добавил: «Принято решение - еще раз переговорить с коллективом, и объяснить, что с 1 июля доплату за льготный проездной билет сделать невозможно...»
А председатель комитета по ценам и тарифам правительства Хабаровского края Александр Воронин, услышав об электронных карточках для льготников, сказал: «Их внедрение будет стоить, предварительно, 60 млн рублей, и если деньги на такие мероприятия из бюджета и изыщут, то только в 2014 году»
- Автотранспортные пассажирские предприятия является муниципальными и мэрия должна оптимизировать их расходы, - прояснил ситуацию начальник отдела автомобильного транспорта управления дорожной деятельности министерства Хабаровского края Анатолий Тимошенко. - Но конкретных мероприятий, даже оптимизации маршрутной сети, - до сих пор не сделано.
Под конец акции, было решено создать рабочую группу из числа представителей автопарков, мэрии Хабаровска и краевого правительства для комплексного решения выдвинутых требований.
Между тем, к людям в пикете так и не вышел вр.и.о. губернатора Хабаровского края Вячеслав Шпорт, а также мэр Хабаровска Александр Соколова. Министр социальной защиты населения Хабаровского края Николай Цилюрик приехал лишь к концу акции, когда уже все стали расходиться. Первый и последний его вопрос был: «А что вы тут делаете?» Но ответить ему было не кому.