Артист Кринов, который жил на крыше

Почему судьба преподнесла ему такое суровое испытание несправедливостью?

Заслуженный артист России, хабаровчанин Вячеслав Кринов не думал - не гадал о том, какой крутой поворот был уготован ему судьбой на склоне лет. Более года ему пришлось жить на крыше многоэтажного дома, где летом было жарко, как у мартеновской печи, зимой - холодно, как в преисподней, а главное - отсутствовали элементарные бытовые удобства. Столь экстремальное испытание для души и тела обрушилось на человека, который даже в советские времена обедал только в ресторанах, носил вместо галстука аристократическую бабочку, и вообще когда-то был баловнем судьбы.

Почему судьба преподнесла ему такое суровое испытание несправедливостью?
Артист Кринов в Хабаровске остался без квартиры.

 Как удалось Кринову выдержать чердачные условия, которые для человека с его аристократическими привычками были, наверное, мучительной пыткой? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, я приехала в интернат для престарелых, что в поселке им. Горького. Туда Вячеслава Кринова переселили с крыши ровно шесть месяцев назад - 5 декабря 2012 года, как пошутил Кринов, «в день сталинской Конституции». В интернат он и отметил свою юбилей - 75 лет - 12 июня 2013 года.

Вячеслав Петрович, похоже, уже немного отогрелся душой и телом. Был весел, галантен, остроумно подтрунивал над местными «девчонками», которых медом не корми, дай куда-нибудь на что-нибудь пожаловаться. «Девчонками» Кринов называет старушек интерната, которые частенько просят его поставить свою подпись под какой-нибудь очередной жалобой в прокуратуру или в краевое министерство соцзащиты.

- А на что жаловаться? - удивляется Кринов. - Условия здесь хорошие. Ко мне вообще относятся великолепно. Кстати, когда я сюда только поселился, персонал, похоже, все ждал, когда же я начну капризничать. Как-то встретил буфетчицу, и она - мне: «Вы - капризничаете». Я опешил: «С чего вы это взяли?». Она замешкалась, видимо, не знала, что ответить, а потом нашлась, говорит: «Вот на обед опаздываете». А я если вижу, что опаздываю, то вообще не хожу на обед. Меня здесь все устраивает. Кормят - как в хорошей столовой.

Таким неприхотливым Петрович, возможно, стал после своего многомесячного житья-бытья на крыше. Более того, ему, похоже, даже не совсем комфортно от той забота, которыми он сейчас окружен в интернате.

- Однажды, к примеру, в комнату забежала кошка, я ее выдворил, а она меня слегка поцарапала, - рассказывает Кринов. - Кто-то это увидел. Тут же примчалась медсестра! И давай мне руку обрабатывать, перевязывать. Говорю, зачем, не надо?! Она: «Нет, надо, так положено». В общем, уход тут хороший, а что касается меня, - особенный. Благодаря Татьяне Анатольевне Молчановой, которая ведет в интернате всю культурную жизнь, в моем распоряжение актовый зал на 200 мест, где я репетирую, а потом выступаю с сольными концертами.

Криновский великолепный баритон не пострадал после житься на крыше. А репертуар у Кринова - самый народный. Ведь он был в недавнем прошлом ведущим солистом Ансамбля песни и пляски Дальневосточного военного округа. Более того, в советские годы пел по вечерам в самом фешенебельном тогда ресторане Хабаровска «Дальний Восток».

Сейчас в этом историческом здании расположилось федеральное Министерство по развитию Дальнего Востока.

Творческий вечер Вячеслава Кринова в 1997 году
Кринов еще долго делился со мной подробностями своей жизни в интернате, но потом мы все-таки перешли к главной теме нашего разговора.

Однако вначале кратко расскажу о том, как Кринов оказался на крыше девятиэтажки по ул. Запарина, 127, где на 9 этаже когда-то была его однокомнатная квартира №74, которую Кринов в былые годы получил от мэрии Хабаровска за свои заслуги.

Началось все с того, что Кринов решил переехать из Хабаровска на свою малую родину - В Пензенскую область. Человек он одинокий, а там живут двое его племянников, с которыми он рос. Отец не вернулся с фронта, мать рано умерла, и его растила старшая сестра вместе со своими детьми. Помочь с продажей квартиры взялся Алексей Николаевич Крылов - человек, которого Кринов много лет считал своим другом. Он занимался недвижимостью, обещал, что провернет сделку самым выгодным образом и в самые сжатые сроки. Кринов выписал на него генеральную доверенность, позже по его же просьбе выписался из квартиры. А еще через несколько месяцев узнал, что жилье давно продано, и не за 2,5 миллиона рублей, как обещал Крылов, а всего за 1 миллион. Но этих денег Кринов тоже не увидел. А риэлтор куда-то надолго исчез. Правда, не так давно он вновь объявился в Хабаровске, сейчас им занимается следователи, но это уже - отдельная история. Хотя это уголовное дело №142636 по факту продажу квартиры и не выплаты владельцу денег, продвигается ни шатко, ни валко...

Оказавшись без кола, без двора, артист, конечно, пытался обращаться за помощью к своим знакомым. Но, похоже, не очень настойчиво. Он вообще, человек деликатный, не умеющий напирать, требовать, просить. К примеру, подходил к Иосифу Кобзону, когда тот был в Хабаровске на гастролях. Но маэстро развел руками. Не стал вдаваться в эту проблему и мэр Хабаровска Александр Соколов, с которым Кринов дружил семьями, по его словам, лет двадцать. Возможно, если бы о беде артиста узнал генерал армии Юрий Якубов, бывший командующий войсками ДВО, или его предшественник - генерал Виктор Чечеватов, у которых солист ансамбля ходил в любимчиках и выступал не только на концертах, но и на закрытых банкетах, генералы бы помогли. Но оба к тому времени были уже далеко, в Москве.

- Да и как-то было стыдно просить, - вспоминает артист. - Дожил до седых волос, а обвели, как мальчишку. Надеялся на суд. Он начался в 2010 году. Но суд вынес решение, по которому я должен был освободить квартиру новым владельцам.

Из квартиры Кринова выселили 11 октября 2011 года. Он до последнего не верил, что его выставят прямо перед началом холодов. Однако выселение проходило без шума и пыли.

- Два раза судебные приставы давали мне отсрочку, - вспоминает артист. - Когда я понял, что отсрочки больше не будет, то, как законопослушный человек, заранее вынес на чердак всю свою мебелишку, помогли ребята из военного оркестра. Кое-что из вещей отправил багажом в Пензу племянникам. Словом, квартиру я освободил, поскольку имелось решение суда, которое приставы должны исполнить. Поэтому когда приставы пришли меня выселять, у них были хлопоты только с подписями под актом о выселении. Я отказался его подписывать, и сразу ушел к соседям. Тогда приставы пошли по квартирам, в поисках того, кто бы им подписал акт. Но, насколько мне известно, никто не согласился. Не знаю, где они нашли свидетелей.

Я призналась Кринову, что даже не представляю, как можно год прожить на чердаке, фактически на крыше?

- Я тоже не представлял, но человек может ко всему приспособиться, - ответил Вячеслав Кринов, посвятив меня в некоторые подробности. - Начну с того, что представлял собой чердак, где я жил. Крыша у дома - плоская, потому чердак правильнее назвать техническим этажом. Это такое единое большое пространство по всей площади дома. Там в свое время все жильцы, кроме, наверное, только генерала авиации, наделали кладовок. Я тоже смастерил себе кладовочку, как будто чувствовал, что она мне пригодится. И вот я туда перенес наиболее ценные вещи. Но кладовочка была очень маленькая. Поэтому я сделал как бы еще дополнительную «комнату». …У меня в квартире было четыре больших шкафа, которые я во времена дефицита специально заказывал плотникам. Я отгородил часть пространства на чердаке этими четырьмя шкафами. Поставил там топчанчик, сам сделал. Провел туда свет. Сделал из большой пластиковой бутылки что-то вроде умывальника. Где брал воду? У меня был очень хороший сосед Володя, бывший хоккеист, мастер спорта. Его жена - вообще золотой человек: зайду к ним за водой, так она еще и мое белье забросит в стиральную машинку.

Я поинтересовалась у Кринова: а где на чердаке у него был туалет?

- Туалет, извините, у меня был от дома через два квартала - уличная уборная, - пояснил он, добавив подробности и про сон на чердаке в холодные зимнюю ночь. - Топчанчик мой, где я спал, стоял как бы на общей площадке, но когда наступили сильные морозы, этот топчанчик пришлось перенести в кладовочку. Там было чуть теплее.

Зато с питанием проблем у Кринова не было. Покупал лапшу «Доширак» и запаривал ее кипятком. Использовал и так называемые обеды быстрого приготовления. Их тоже нужно только залить кипятком. Все это - в тетра-паках. Посуду мыть не надо.

- Я не прихотливый, - уточнил артист. - Хотя были времена, когда я питался только в ресторанах, в гостиницах жил только в люксовых номерах. Даже когда был железный занавес, я успел посетить 13 загранстран. Много поездил и по нашей стране. Помню, приехали как то в Охотск, и там несколько дней подряд питались одной олениной. Повторюсь, я не привередливый к еде. Могу вообще какое-то время долго не есть. Бывало целый день занят, некогда даже поесть. Вечером съем несколько бутербродов с колбасой, и я сыт.

Не страшно ли было Кринову спать ночью на чердаке? Ведь туда могли забраться и лихие люди.

- Я там спал совершенно спокойно, поскольку пожил достаточно, и мне уже ничего не страшно, - сказал Кринов. - Чердак не запирался. На дверях в подъезд был кодовый замок, но пацаны-детдомовцы все равно там шастали.

Однажды Кринов чуть не погиб.

- Все произошло где-то в 2 часа ночи, - рассказывает артист.- Я тогда как раз спал уже не в кладовке, там летом очень душно. Долго лежал читал, и только заснул - меня будит мой хороший сосед, тот самый хоккеист Володя. Кричит: «Просыпайся, пожар!». Я глаза открыл - кругом дым, ничего не видно. Оказывается, подожгли мусоропровод, а весь дым шел наверх. Если бы сосед тогда меня не разбудил, я бы сам, наверное, не проснулся, потому что накануне тоже долго не спал. Глубокий сон, угар и - прощай.

Кринов подчеркнул, что на чердаке он строго следил за противопожарной безопасностью. Из электроприборов использовал только электрочайник и лишь в исключительных - маленький обогреватель.

- Два раза был такой сильный крепкий мороз, что пришлось укрываться поверх одеял еще и полиэтилленовй пленкой, чтобы лучше тепло сохранялось, - вспоминает Кринов. - Ведь на чердаке в стенах - никакого утепления, один кирпич. Был, у меня небольшой обогреватель, но чердак большой, весь не обогреешь.

Чем Кринов занимался днем? Говорит, ходил, как на работу, - в милицию-полицию, прокуратуру, суды, где пытался вывести квартирных мошенников на чистую воду. А еше ходил, как на работу, в мэрию и в краевое министерство соцзащиты, где пытался получить хоть какой-то угол. Как при этом умудрялся выглядеть весьма прилично, живя на чердаке, где пол был покрыт толстым слоем цементной пыли?

-Каждую неделю я два раза посещал баню, - рассказывает артист. - Один раз - общественную, что на Запарина. Я туда и раньше ходил. Там у нас уже была своя хорошая компания. Все мои старые знакомые. Например, скульптор Володя Бабуров, бывшие музыканты, военные. А еще раз в неделю, я ходил к товарищу, у которой была своя баня.

Словом, Кринов приспособился жить на чердаке. Но осенью 2012 года ему пришлось покинуть свою обитель. Причиной стало то, что в ЖЭК, к которой относится дом, пришел новый инженер. Кстати, домоуправ, однажды видел, что Кринов живет на крыше, но ничего не сказал.

- А этот инженер, я даже его фамилию не запомнил, сразу пришел и заявил, мол, на меня жалуются, - вспоминает актер. - Спрашиваю, кто жалуется? Говорит: неважно кто, но немедленно покиньте чердак. Я уверен: жильцы дома не могли на меня пожаловаться. Я в свое время многим помогал. В этом доме у меня не было ни врагов, ни даже недоброжелателей. Возможно, этот новый инженер был просто в заговоре с моими оппонентами. Ведь если выгнать меня с чердака, и мне вообще некуда было бы приткнуться, я бы не смог регулярно ходить по судам и прочим инстанциям. Короче говоря, этот новый инженер начал меня выгонять уже в наглую: повесил замок на дверь. Я пришел поздно вечером, а попасть на чердак не могу. Пришлось проситься переночевать к знакомым.

- Жильцы этот замок почти сразу сломали, - продолжает актер, - потому что им нужно было попасть в свои кладовки, а ключей - нет, он не дает. Я пару дней там опять пожил. И вот однажды сплю я в своем закутке, он это видит, и в наглую закрывает дверь на чердак снаружи новым замком. Хорошо был мобильник, я позвонил Володе-соседу. Мол, так и так меня закрыли снаружи, что делать? Он возмутился, говорит: да я сейчас сломаю этот замок! Но ломать не пришлось, у него нашелся ключ, который подошел к замку. Я вышел. Потом несколько дней снова пожил на чердаке. Но затем инженер опять закрыл чердак на новый замок.

После этого Кринов был вынужден воспользоваться новым пристанищем, которое появилось на примете. Дело в том, что к тому времени об артисте-изгое сообщили в публикации одной из хабаровских газет. И вскоре ему на сотовый позвонила какая-то женщина, сказала, что зовут ее Инной и предложила пожить в офисе их фирмы. Вначале он отказался, но после трехсерийной истории с замками деваться было уже некуда.

-Я позвонил той женщине, - рассказывает артист. - Говорю, Инна, мне уже совершенно негде ночевать. Она сразу прислала своего сына на машине, и он отвез меня к ним в офис. У них - небольшое предприятие, и там есть что-то типа бытовки для сотрудников, где можно приготовить еду, принять душ. Вот они в 6 часов вечера уходили, а я приходил. Они ставили офис на сигнализацию, а меня закрывали. И я там был сам себе хозяин. А утром хозяин приходил и меня выпускал. Вот так я прожил до 5 декабря 2012 года, когда меня заселили в интернат.

Недавно ветерану труда Вячеславу Кринову предложили переехать из интерната для престарелых и инвалидов в краевой дом ветеранов, который в центре города. Однако Кринов отказался. Сказал, что ему хорошо и в интернате. Правда, как признался мне Вячеслав Петрович, он здесь подолгу не может заснуть. И тогда его начинает одолевать один и тот же вопрос: почему судьба преподнесла ему такое суровое испытание несправедливостью?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру